После окончания Второй мировой войны модернизм с его интернациональностью и пафосом становится основным архитектурным стилем в мире. В Нью-Йорке по проекту Оскара Нимейера строится штаб-квартира недавно созданной Организации Объединенных Наций. Однако в послевоенном СССР пика развития достигает “сталинский ампир”: в Москве формируются “Семь сестер Сталина”, как архитектурная дань недавней победе.
Советский модернизм: запоздалый интерес в Европе
Сталинская архитектура распространяется на страны Восточной Европы. В центре Варшавы появляется еще одна “сестра” — Дворец культуры и науки, спроектированный автором здания МГУ, а берлинская Сталиналлее построена в стиле коммунистического неоклассицизма.
Сталинская архитектура долгое время считалась незавершенной, хотя и вызывала интерес западного мира. Последняя волна этого интереса была видна во время выставки “Советский модернизм 1955–1991. Неизвестные истории” в Вене в 2012 году.
В 2003 году главный редактор французского журнала Citizen K Фредерик Шобен, прогуливаясь по базару в Тбилиси, купил необычный альбом на русском языке, изображающий советскую архитектуру 70-х годов в Грузии.
Любуясь альбомом, журналист заинтересовался найденными в городе зданиями и решил их сфотографировать. На одном из его фото мы видим здание Министерства автомобильных дорог, которое словно парит в воздухе.
С тех пор начался проект Шобена “CCCP: Сфотографированные космические коммунистические конструкции”. В первое десятилетие нашего века Фредерик сфотографировал почти сотню общественных зданий, разбросанных по всему бывшему Советскому Союзу.
Журналист показывает 90 зданий, расположенных в четырнадцати бывших советских республиках. В поэтических образах обнаруживается неожиданное оживление воображения, имевшее место в советской архитектуре 1970-1990-х годов. Шобен первым заметил, что время превратило советский модернизм в экзотику. В его альбоме бетонные дворцы, отели и театры напоминают руины древней цивилизации.
Шобен решил несколько иначе представить стереотипный визуальный образ бывшего Восточного блока. На его фотографиях мы видим не серые и однообразные лица домов, а оригинальные “космические” кинотеатры, санатории и институты, которые выглядят так, будто их построили инопланетяне.
Даже приходя в упадок, эти здания источают ощущение своего величия. Альбом привлек внимание всего мира к советской архитектуре модернизма. В 2012 году состоялась Венская архитектурная выставка “Советский модернизм 1955-1991. Неизвестные истории”, а советский модернизм стал неотъемлемой частью медийного образа советской империи.
Откуда взялся советский модернизм?
Советский модернизм возник в Советском Союзе в 1955 году, когда Никита Хрущев подписал “Постановление о проектировании и строительстве”. Функционализм стал основой современного строительства. Основными материалами в строительстве стали железобетон, стекло и сталь.
Только в исключительных случаях решалось отделывать здание дорогими материалами, такими как мрамор. Все чаще бетонные конструкции оставались незащищенными. Первый секретарь подписал еще несколько указов, на основании которых стали строиться так называемые “панельные дома”, именуемые “хрущевками”.
Строительство панельного дома было настолько хорошо организовано, что всего за несколько лет крупнопанельные микрорайоны появились во всем Советском Союзе. Сами по себе эти здания не представляли собой ничего выдающегося, до сих пор многие называли их “хрущебами” или “коробками”, но радикальное упрощение строительного процесса позволило значительно ускорить строительство.
Советский модернизм. Брутализм
Стоит упомянуть и о брутализме. Термин брутализм происходит от французского “béton brut” — “необработанный бетон”. Брутализм появился на территории Великобритании, где основным материалом в строительстве был кирпич. Позже бетон стал символом послевоенных времен, символом надежды на технический прогресс и перемены в обществе.
Брутализм происходит от модернистского движения и также считается ностальгией по архитектуре первой половины 20-го века. Отдельные проекты, как и сам архитектурный стиль, вызывали ряд нареканий (дома часто описывались как “холодные” или “бездушные”).
Из-за отсылки к футуризму и нестандартному использованию обыденных форм брутализм создавал здания на колоннах, перевернутые пирамиды и кубистические скопления сегментов, которые создают впечатление, что они вот-вот рухнут.
Лозунг архитектурного модернизма заключен в самом его названии — это создание новой архитектуры, соответствующей современности. Видение “призмы из бетона и стекла” иллюстрирует атмосферу советского модернизма.
Его главные признаки — функционализм, чистые геометрические формы и сложность композиции. Сама идея конструктивизма уже существовала в странах Запада, но только в Советском Союзе она получила невиданный размах.
Помимо универсальных или даже шаблонных для этого стиля зданий в СССР существовали и специфические локальные проявления этого архитектурного модернизма. Причудливые здания, созданные талантливыми архитекторами с учетом климатических и культурных особенностей регионов. Именно такие проекты стали настоящими символами эпохи советского модернизма.
В отличие от 1920-х и 1950-х здесь не возникает никакой “школы” или основного направления. Эти здания представляют собой хаотический импульс, вызванный разлагающейся системой. Воспользовавшись пластичной монолитной конструкцией, архитекторы вышли далеко за рамки модернизма, вернувшись к истокам или свободно внедряя инновации.
Одни смелые архитекторы реализовали проекты, о которых мечтали конструктивисты (санаторий “Дружба”, Ялта), другие выразили свою фантазию в экспрессионистской манере (Дворец бракосочетаний, Тбилиси).
Летний лагерь, вдохновленный эскизами прототипа лунной базы, претендует на супрематическое влияние (детские лагеря “Прометей” и “Богатырь”). Затем идет распространенная в последние годы существования СССР “говорящая архитектура”: крематорий, украшенный бетонным пламенем (Киевский крематорий).
В своей мозаике стилей, в своих диковинных стратегиях эти здания представляют собой чрезвычайные остатки советской системы. В своем многообразии и местной экзотичности они свидетельствуют как о обширной географии СССР, так и о надвигающемся конце Советского Союза.
В то же время они увековечивают многие идеологические мечты страны и ее времени, от одержимости космосом до возрождения идентичности.
Советский модернизм. Самые интересные объекты
Здания-НЛО “Футуро”
Здания НЛО “Футуро”, возможно, не являются подлинными артефактами внеземной цивилизации, но они являются подлинными архитектурными произведениями искусства. А на всю Россию их осталось только три.
Одним из самых интересных мест на кавказском курорте Домбай является “летающая тарелка”, которая стоит на плато среди заснеженных горных вершин. И это не единственное здание такого типа.
Идея строительства зданий в форме НЛО возникла у финского архитектора Матти Сууронена в середине 1960-х годов — в то время, когда человечество черпало большое вдохновение в космических полетах и дискуссиях о нашем будущем среди звезд.
Так появился архетиктурный сериал “Футуро”. Здание имеет четыре метра (13 футов) в высоту и 8 метров (26 футов) в диаметре. Оно было построено из армированного стекловолокном полиэфирного пластика, полиэфир-полиуретана и полиметилметакрилата, имело дымоход для отопления, кухню и ванные комнаты. Получилась мобильная конструкция, которую было легко возводить и которая была приспособлена для зимнего проживания (снег просто сползал с крыши).
“Летающие тарелки” завоевали поклонников по всему миру, от США до Тайваня. Однако в разгар нефтяного кризиса 1970-х годов цены на пластик резко выросли, и проект “Футуро” был закрыт, чтобы сократить убытки. По современным оценкам, в мире осталось около 60 единиц (из чуть менее 100, построенных в 1960–1970-х годах), большая часть которых превратилась в заброшенные памятники авангардной архитектуры.
И три таких “НЛО” можно найти в России!
Гостиница, Домбай. 1968-1969
Этот высокогорный отель под названием “Тарелка” — один из немногих случаев, когда странное здание используется по первоначальному замыслу архитектора — в данном случае для размещения лыжников и сноубордистов. Отель появился первым из трех зданий – это был подарок президента Финляндии Урхо Кекконена, который был заядлым лыжником.
Домбай был очень популярен среди советских лыжников. В 1960-х годах здесь был построен курорт с развитой инфраструктурой. Кекконен приезжал сюда много раз и решил подарить курорту свое особенное творение.
Гостиница функционирует и по сей день. Недавно здание перенесли на 250 метров выше, ближе к подъемникам. Отель доступен только для аренды целиком и может вместить до шести гостей. Стоимость составляет 15 000 рублей (около 200 долларов США) за ночь, включая завтрак и ужин.
Теперь вопрос о том, откуда взялись две другие “летающие тарелки”, остается предметом споров. По одной из версий, Кекконен подарил курорту не одно, а три здания. Другое дело, что СССР решил приобрести несколько из них к Олимпиаде 1980 года: в них должны были разместиться якобы сувенирные киоски и кафе, но советское вторжение в Афганистан привело к таким санкциям, что до этого удалось купить только три здания Futuro.
Бар “Тарелка” в Гурзуфе
Кафе находится в крымском городе Гурзуф (улица Набережная, 7). Тарелка появилась там 30 лет назад, на поздних этапах советской эпохи. Вокруг него чудесный парк, прямо на берегу Черного моря. Раньше он был частью Всесоюзного молодежного центра “Спутник” (сегодня это крыло “Спутник” санатория “Пушкино”).
В 1990-е годы в здании располагался элитный ресторан, который постепенно утратил свой статус и со временем был переоборудован в диско-бар. Вид, открывавшийся с веранды, был поистине чудесен! Были многочисленные частные попытки вернуть зданию былую славу, но население так и не восприняло его. Сегодня он пытается заманить клиентов обещаниями барбекю с видом.
Кафе “Чайная тарелка” в Краснодаре
В западном районе Краснодара построили еще одну “летающую тарелку” Futuro. Расположенное на улице Атарбекова, 54/1, здание стало заметным местом в этом жилом районе с его бесконечными многоквартирными домами. Подобно гурзуфскому зданию, оно стоит на высоком цоколе, в котором расположены главный зал и кухня.
Сначала здание принадлежало популярному кафе-мороженому “Спутник”. В 1990-х оно превратилось в убогий бар. На протяжении многих лет он менял владельцев и названия, служил барами, складскими помещениями и даже магазином бытовой химии.
В последующие годы здание представляло собой чаепитие, за что теперь известно как “Чайная тарелка”, с широким выбором сортов чая и совершенно потрясающим интерьером: красно-желтые стены и удобные диванчики с разноцветными подушками по периметру. Отзывы также были очень положительными, людям понравилась атмосфера.
К сожалению, кафе тоже закрылось. Сегодня вокруг здания вы найдете продавцов фруктов и овощей.
Гостевой дом “Дружба” в Ялте. 1985
Курортная архитектура всегда была территорией свободы советских архитекторов. Еще со сталинских времен любой санаторий функционировал как советский “рай на земле” — место, куда должны были стремиться попасть все трудящиеся. Поэтому даже в дни борьбы с бесчинствами различные ведомства не скупятся на строительство дворцов для отдыха своих сотрудников, а курортное строительство дает возможность архитекторам уйти от генеральной линии.
Гостевой дом в 1985 году был создан для отдыхающих из СССР и Чехословакии. В ходе строительства выяснилось, что участок под проект на Золотом пляже не соответствует требованиям для строительства из-за постоянной сейсмической активности.
В 1980 году профсоюзное руководство СССР и ЧССР приняло решение о строительстве в Крыму совместного пансионата “Дружба” для трудящихся двух стран. Чехи хотели, чтобы пансионат располагался в том месте, где проходила их романтическая молодость — на Золотом пляже. Но в те годы было застроено побережье, остался лишь узкий клочок территории с 40-градусным уклоном между дорогой и морем.
Место было очень неудачным. Помимо оползня, здесь оказался тектонический разлом и 8-бальная сейсмическая активность. Но после достижения договоренностей архитекторов лишь уведомили об отборе и поручили начать разработку проекта. Строить обычным способом это, конечно, было невозможно, поэтому архитектор и инженер Игорь Василевский и Нодар Канчели решил использовать систему, при которой объект должен минимально касаться наклонного рельефа.
Таким образом, вся нагрузка здания – кольцеобразный моноблок – сконцентрировалась и прошла через три каменные опоры башни. Площадь опоры на землю минимальная (кольцо диаметром 9 метров и толщиной стенки от 80 до 20 см).
Отсюда и такая необычная форма “Дружбы”. Диаметр двухчастного кольца, состоящего из жилых помещений, — 76 метров. Он не опирается на опоры, а соприкасаясь, как бы скользит по ним, создавая иллюзию парения. В 56-метровом перепаде с вершины подъездной дороги к пляжу другого входа и подхода нет. Войти на объект можно только через крышу, что и было сделано.
Гостевой дом стоит на трех опорах. Фасад в виде зубчатого колеса устроен таким образом, что из каждой комнаты открывается вид на окрестности, но ни из одного окна не видно соседей. Благодаря своей необычной форме гостевой дом привлек внимание американских кинематографистов, и его можно увидеть в фильме “Обитель зла: Возмездие” как бывшую советскую военную базу на Камчатке.
Дом отдыха Союза писателей на озере Севан в Армении
Дом отдыха Союза писателей Армении, спроектированный в 1932 году, символизирует собой целую историческую эпоху — от периода сталинских репрессий до хрущевской оттепели. Архитекторы, используя футуристические элементы, хотели показать величие страны, отправившей первого человека в космос.
Недавно Севанский дом отдыха Союза писателей попал в поле зрения специалистов, изучающих модернистскую архитектуру. Изображение здания появилось на обложке книги о советском модернизме, вышедшей в рамках выставки, посвященной советскому модернизму, в Вене в 2012 году.
На официальной афише выставки также был изображен дом отдыха “Севан”, и на протяжении всего мероприятия Вена была наводнена изображениями здания.
После выхода книги о Доме отдыха “Севан” стали больше говорить. Туристы, посещающие Армению, специально приезжали на Севан, чтобы увидеть здание и сфотографироваться.
Несмотря на то, что комплекс дома отдыха нуждается в тщательной научной реставрации, это один из уникальных случаев, когда удалось сохранить первоначальный облик зданий. Важно и то, что значимость конструкции не изменилась.
Историко-этнографический музей на горе Сулейман в Кыргызстане. 1978
Изначально комплекс строился как ресторан. Наверху он напоминает огромную дыру, внутри которой находится зал с вертикальными столбами, словно ухо или глаз. В этих пещерах планировалось расставить столы. Гости, сидящие рядом с ними, могли любоваться панорамой равнины. Однако в процессе было принято другое решение, и здание было передано музею.
На протяжении более полутора тысячелетий Сулейман был маяком для путешественников, почитаемым как священная гора, где на пяти ее вершинах и склонах находятся многочисленные древние культовые сооружения и пещеры с петроглифами, а также две масштабно реконструированные мечети 16 века.
С вершины горы открывается захватывающий вид на Ферганскую долину, а также на город Ош. Гора находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2009 года, говорят, что это наиболее полный образец священной горы в любой точке Центральной Азии, которой поклонялись на протяжении нескольких тысячелетий, что делает ее очень привлекательной для посетителей этой небольшой центральноазиатской страны.
Национальный историко-археологический музейный комплекс “Сулейман” был создан в 1949 году как Ошский областной музей. Нынешнее здание музея было вырублено в горе в 1978 году в честь 3000-летия города Ош.
Эта застекленная бетонная арка является одним из крупнейших музеев Кыргызстана, коллекции которого насчитывают более 33 000 единиц археологических и этнографических артефактов, произведений рукоделия, живописи, скульптуры и графики.
Дворец церемоний, он же дворец бракосочетаний в Тбилиси, Грузия. 1985
Архитекторы: В.Джорбенадзе, В.Орбеладзе
Конструктор: Г. Пицхелуари
Дворец содержит элементы, похожие на архитектуру Гауди. Это бруталистическое здание с нотками романтизма порывает со стилевыми нормами советской эпохи. Интерьер такой же причудливый, как и корпус здания, с множеством замысловатых переходов и комнат с красивыми картинами, витражами и металлическим оформлением.
Прежде всего, следует отметить и сказать несколько слов о том процессе, который происходит сейчас в мировом масштабе среди людей, интересующихся архитектурой: это рост интереса к советской архитектуре. Этот процесс роста интереса к советской архитектуре и советской истории в целом происходит и в Грузии.
С этой точки зрения можно сказать, что процесс исторической реконструкции Советского Союза происходит прямо сейчас, поскольку грузинское общество строит политическую и культурную конструкцию, которая расскажет людям, что такое Советский Союз и что там происходило.
Эта интеллектуальная конструкция, эта историографическая конструкция может стать некой тотальностью, где будут потеряны все отдельные истории, приключения, чувства, зависимости.
Начать разговор о дворце ритуалов и уникальности этого здания можно с нескольких слов о его архитекторе Викторе Джорбенадзе, которого все в Тбилиси знали просто как Буца. Он родился в 1925 году, и вся его карьера охватила большую часть 20-го века. Он умер в 1999 году.
Буца вырос в городе Самтредиа, где получил специальное образование в области музыки и иностранных языков. У его матери были средства нанять частных репетиторов, благодаря чему он мог свободно говорить по-французски, по-английски и т. д. В круг его друзей входил Серго Параджанов.
Можно сказать, что диалог между этими двумя великими личностями нашел отражение в их произведениях. Следует также сказать об особом интересе Буцы к грузинской церковной архитектуре. Он написал интересные труды про Мцхетский крест, Замок Бебри и Светицковели и провел очень оригинальное исследование, чтобы должным образом проанализировать их.
Это важно знать, чтобы понять его подход к архитектуре. Этот анализ был для него прежде всего архитектурным опытом. Например, он много писал об апсидах, и даже в основных чертах дворца ритуалов мы можем увидеть толкование апсид.
Подход к этому зданию, стены, которые вырезают и создают пространство сами по себе, все это мы можем увидеть в других работах Буцы, таких как крематорий на кладбище Мухатгверди и еще одно очень интересное здание – музей Ильи Чавчавадзе в Кварели. Эти три здания — самые выразительные творения Буцы, но в целом его склонность к пластическим линиям видна во всех его работах.
Если мы посмотрим на расположение дворца ритуалов, то увидим, насколько отвратительна эта часть Тбилиси. Так было и раньше. Это здание стало первой главной достопримечательностью этой окраины. Он очень выразительный, в отличие от этого места, как и других построек советской эпохи.
Уже тогда это было такое индифферентное место — без архитектурного смысла, можно сказать антиархитектурное. Буце удалось создать с этим зданием стерильную архитектурную зону. Оглядываясь назад, мы можем придать этому зданию историческое значение, поскольку Буца был человеком, интересующимся архитектурой, и множество архитектурных опытов прошло через его призму.
Дворец ритуалов – результат этих многочисленных переживаний. Можно вспомнить ранний модернизм, экспрессионизм и поздний модернизм — пример тому Корбюзье и его Нотр-Дам-дю-О, расположенный в Роншане, антропософские архитектурные модели, башня Эйнштейна Мельдессона и др.
Следует отметить, что в отличие от современной архитектурной сцены, где первичный поиск происходит путем создания композиционных ситуаций (поскольку в современной архитектуре основным оружием является создание различных композиционных ситуаций), характеристика этого здания — стремление к гармонии.
Он может показаться отчужденным из-за своей грандиозности, но его внешний вид не кажется чужеродным, а интерьер находится в полной гармонии с человеком.
Мы можем обсуждать дворец ритуалов среди двух полюсов, один полюс может быть постановкой, а другой мифографией. Под постановкой подразумевается то, как распределено архитектурное пространство, какие игры оно предлагает публике.
Архитектор – это режиссер, ведь он создает пространство, где могут играть люди его эпохи, он создает пространство, где проходят различные ритуалы и мероприятия, будь то религиозные, политические, небольшие общественные собрания или грандиозные события.
Помимо сценического элемента, мы также можем описать несколько элементов, которые являются криками истории архитектуры. Можно вспомнить апсиды, которыми очень интересовался Буца Джорбенадзе. Вспомним церковь Баны и ее апсиды, а также русскую архитектуру. Эти два цилиндрических объема могли быть вдохновлены этими апсидами.
Мы также можем перейти к мифографии — Буца построил что-то вроде фабрики, где он мог создать миф. Эта мифография, мифографическое письмо приводит нас к чтению мифографических символов во всем, что мы видим. Одной из наиболее важных тем является коронная кровля входа, которая явно является интерпретацией традиционных грузинских помещений – солнца и колодца (который в настоящее время закрыт) под ним.
Колодец приглашает нас в нижние таинственные пространства. Это центральное пространство представляет собой своего рода средневековую площадь. Как только мы встанем здесь, мы обнаружим, что стоим между внутренним и внешним. Он не вписывается в тесное пространство интерьера. Коронная кровля сверху, колодец снизу и входы по углам напоминают средневековые улочки.
Ведущей темой являются стены дворца, образующие спирали. Эти спирали — самая интересная особенность постановки. Сколько бы вы ни смотрели на план здания, вы никогда не сможете представить, что неожиданного вы увидите, путешествуя среди этих спиралей. В этом случае вы забываете о мифологических писаниях, таких как символическая картина г-на Зураба Нижарадзе на задней стене.
Это здание подталкивает нас к расшифровке многочисленных символов, но когда мы входим в здание, мы забываем обо всем, и архитектура становится сакральным пространством. Эти спирали, которые продолжают жить изнутри наружу, а затем снова возвращаются внутрь, зовут нас, они призывают нас к бесконечному блужданию, они толкают нас к бесконечным открытиям. Вы никогда не можете себе представить, какую неожиданную вещь вы увидите, путешествуя по этим спиралям.
Жилой комплекс в Тбилиси. 1974–1976
Известный грузинский архитектор Отар Каландаришвили предложил оригинальную концепцию. На Нукубидзевском плато один над другим стоят три высоких дома. Для облегчения сообщения эти дома были соединены мостами. 14 этаж — именно на этом уровне можно ступить на бетонный мост, который перенесет человека из одного городского микрорайона в другой над живописной городской пропастью.
Три типичных крупнопанельных 16-этажных дома приютились на склоне тбилисского холма. Доступ к двум верхним блокам осуществляется через нижний блок. Жители используют лифт в нижнем блоке, чтобы подняться на восьмой этаж, где дорожка проходит через два верхних блока и ведет к холму на другой стороне.
Здание расположено в одном из самых высоких районов Тбилиси. Из-за сложности рельефа архитекторам пришлось придумать неординарные идеи, которые они успешно реализовали – есть мосты, соединяющие три шестнадцатиэтажных здания, стоящих на неровной местности, и эти мосты в основном используются людьми, живущими на горном плато, чтобы легко добраться до центральных улиц города.
Министерство дорожного строительства. Тбилиси. 1970-1975
Георгий Чахава и Зураб Джалагания часто ссылаются на природу и особую местность как на источник вдохновения для своего знаменитого здания министерства. “Бывшее Министерство дорожного строительства построено по методу Космического города. Метод Космического Города был вдохновлен законами самой природы: леса — самое многочисленное население на земле. Лес состоит из различных деревьев, кроны которых приподняты над землей и соединены всеми коммуникационными стволами с корнями. Между землей и кронами много свободного пространства для других живых существ, которые создают с лесом один гармоничный мир. Метод “Космический город” использует тот же принцип”, — расскажет позже Чахава.
На основании постановления Совета Министров Грузинской ССР от 1967 года новое административное здание Министерства автомобильных дорог должно быть спроектировано по индивидуальному проекту. Строительство началось в 1972 году и закончилось в декабре 1975 года. Чахаве удалось выбрать участок земли площадью 1,6 га между улицей Гагарина и левым берегом Куры с чрезвычайно сложным рельефом и перепадом высот 33 метра. Это был вызов, который он искал.
Конструкция здания состоит из трех башен (12х12 метров в плане), соединенных между собой на разных уровнях двухэтажными горизонтальными парящими консолями с пролетами 28 метров. Их поддерживают двухуровневые треугольные металлические рамы. Между башнями расположен природный парк, построенный на террасированной местности. Здание площадью 16 000 м2 занимает всего 450 м2 участка.
После провозглашения независимости министерство было закрыто, а его здание долгие годы стояло заброшенным. В 2006 году его приобрел Банк Грузии. В том же году ему был присвоен статус объекта культурного наследия. После реализации проекта реконструкции архитектурной студией Дефани здесь разместился головной офис Банка Грузии.
Летающая тарелка в Киеве. Институт информации (Киев). 1971
“Летающая тарелка” возле станции метро “Лабдзя” была создана в 1970-х годах как часть Института научно-технической информации. “Тарелка” проектировалась как театр с местом для оркестра. Но позже вместо театра там открыли лекционный зал, а акустические инсталляции заменили соцреалистическими фресками.
С конца 1950-х годов область советской архитектуры становилась все более междисциплинарной. Популярные представления о “синтезе искусств” дополнялись необходимостью лавировать между цензурными ограничениями, характерными для каждой сферы советского искусства.
Фигура архитектора и художника Флориана Юрьева является представителем этой текучей, междисциплинарной идентичности. В начале 1960-х, во время кампании против “абстракционизма”, его выставка абстрактной живописи в киевском Доме архитектора была закрыта, его работы физически уничтожены, а самому Юрьеву грозило исключение из Союза архитекторов. Юрьеву удалось избежать этой карьерной катастрофы с помощью аргумента, что его “вина” произошла в сфере искусства, а не архитектуры, поэтому наказывать его как архитектора нет смысла.
В начале 1960-х Флориан Юрьев разрабатывал собственное видение “синтеза искусств” в проекте светомузыкального театра, который должен был стать платформой для развития новой художественной дисциплины под названием “музыка цвета”.
Юрьев превзошел художественную фантазию “синестезии” того времени, утверждая, что “музыка цвета” является самостоятельным видом искусства и передача правильно организованных цветов способна вызвать у публики физическое восприятие звука. С этой целью Юрьев создал оркестр легкой музыки и разработал для него зал с совершенной системой передачи звука и света.
Его внешний вид был продиктован именно этими практическими потребностями: здание получило прозвище “Киевская летающая тарелка”. Этот проект был реализован намного позже своего замысла и совсем в другом контексте, чем того хотел Юрьев. Вместо цветомузыкального театра это здание стало лекционным залом и кинозалом Института научно-технической информации, построенного в конце 1970-х годов под руководством КГБ. Благодаря этой защите удалось реализовать проект авангардиста Юрьева.
Киевский крематорий. 1968–1981
Символическое пламя из ветшающего бетона выглядит, честно говоря, чудовищно и устрашающе.
Архитектор: А. Милецкий.
Концепция, проект, архитектурная пластика, авторское моделирование, архитектурное изобретение технологии создания рельефов Стены памяти: Ада Рыбачук, Владимир Мельниченко
Во второй половине 1960-х местные власти инициировали создание Киевского крематория. Эта идея сразу встретила сопротивление среди архитектурного сообщества Киева: процесс промышленного сжигания трупов связывали с уничтожением тел жертв после нацистской расправы в Бабьем Яру. В те годы об этой трагедии стали говорить публично. В конкурсе на создание первого памятника в Бабьем Яру приняли участие художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко.
Вскоре после этого эти художники стали полноправными соавторами комплекса Киевского крематория в соавторстве с архитектором Авраамом Милецким. Позже это переросло в бескомпромиссный творческий конфликт. Рыбачук и Мельниченко отвергли первоначальный проект Милецкого, который видел в крематории чисто функциональное сооружение, и предложили свою концепцию архитектуры крематория как лечебной среды.
Чтобы помочь участникам траурной церемонии справиться с психологической травмой, Рыбачук и Мельниченко разработали идею Парка памяти с собственным ландшафтным дизайном, монументальной Стеной памяти и уникальными Залами прощания. Архитектура этих залов должна была избегать каких-либо ассоциаций с производственным процессом кремации, происходившим внутри. Отсюда и их уникальная форма.
Разработка Залов Прощания в тесном сотрудничестве художников-монументалистов и инженеров явилась воплощением важного для того периода “научно обоснованного художественного сознания”. Пластические формы Залов прощания сочетали в себе сложный технический процесс с авангардным художественным мышлением.
Творчество Рыбачука и Мельниченко тяготело к утопическим практикам тотального произведения искусства (Gesamtkunstwerk). Именно такое искусство пытались воплотить в проекте Парка Памяти на Байковой горе. Центральным элементом этого парка должна была стать монументальная Стена памяти: более двухсот квадратных метров художественных рельефов, по которым должны были пройти похоронные процессии.
Эта стена с ее многочисленными авторскими рельефами также должна была выполнять лечебную функцию для участников похорон. Его образность – от мифа о Прометее до Второй мировой войны и послевоенной реконструкции также должна была отвлечь внимание посетителей крематория от горя, сосредоточив их внимание на глобальных противостояниях человеческой истории.
Разработка Стены Памяти продолжалась более 10 лет, но в начале 1982 года, когда ее рельефы были почти закончены, партийное руководство отдало приказ о ликвидации этих работ. Все рельефы были забетонированы. Техническая возможность убрать этот слой бетона остается и по сей день, но городские власти до сих пор не решаются ликвидировать последствия вандализма.
Гостиница “Салют”. Киев. 1982-1984
Мутная история взаимодействия архитектурной мысли и бюрократического партийного аппарата отражена в нынешнем облике гостиницы “Салют”. По первоначальному замыслу коллектива авторов гостиницы на площади Славы, это должен был быть небоскреб, спроектированный с применением инновационной конструкции, в том числе с использованием вант.
Проект получил поддержку партийного руководства, но после того, как коллектив отказался внести в список авторов партийного куратора, процесс реализации стал замедляться. Это также повлекло за собой проблемы с финансированием, и в результате первоначальный проект пришлось в полном смысле слова урезать более чем наполовину – несмотря на то, что фундамент был рассчитан на гораздо более высокое строительство.
Архитекторы попытались спасти проект, разрабатывая его многочисленные вариации уже после начала его строительства: необходимо было уравновесить непропорциональную вместимость стилобата. Удивительная форма гостиницы “Салют” стала результатом прямого столкновения архитектуры и власти.
Вместо стальных тросов, которые должны поддерживать плиты, авторы использовали 19 железобетонных стен между помещениями, которые консольно выходят из центрального ядра с лифтами и круглым пандусом. Таким образом, из-за малого количества номеров и невозможности их расширения гостиница с самого начала не была эффективной.
Цирк на проспекте Вернадского. 1971
Архитектор: Ю. Белопольский, В. Хавин, С. Феоктистов
В 1970 году в Москве было несколько десятков театров и множество кинотеатров, но цирк был только один — на Цветном бульваре. Его зрительный зал был рассчитан на 2000 мест и, конечно же, не мог вместить всех любителей цирка. Было принято решение построить новое здание цирка на проспекте Вернадского.
Большой Московский цирк был торжественно открыт 30 апреля 1971 года. За годы своего существования цирк представил более 100 различных увлекательных программ. Сегодня здесь работает несколько сотен артистов, выступающих практически во всех известных цирках.
Большой Московский государственный цирк является одним из крупнейших стационарных сооружений такого типа в мире и рассчитан на 3,5 тысячи человек. Сейчас цирк оснащен по последнему слову техники, позволяющей создавать на своей сцене поистине потрясающие представления.
Этот цирк уникален тем, что в нем несколько движущихся арен: ледовая, водная, конная, иллюзионная, световая, а благодаря электронному управлению вы можете очень быстро менять их между собой.
Здесь показывают свои номера представители самых известных цирковых династий, победители и участники международных конкурсов, лучшие представители профессии в мире, а организуют шоу лучшие режиссеры современности. Поэтому билеты в цирк на улице Вернадского следует приобретать задолго до представления, чтобы успеть только войти в зал.
Большой Московский цирк на проспекте Вернадского не зря носит такое название, это самый большой стационарный цирк в мире. Зрителей завораживает не только мастерство артистов цирка, но и внутреннее устройство здания.
Цирк оснащен многочисленными техническими изысками: в полу есть 5 арен глубиной 18 метров, которые можно поменять за считанные минуты в зависимости от шоу (конный спорт, ледовое ревю, водное шоу, световое шоу, иллюзия).
Это создает волшебную цирковую атмосферу — будто попадаешь в другой мир, где возможны и даже необходимы чудеса. Каждое представление Московского Большого цирка уникально и восхищает чем-то необычным. Сегодня в цирке работает около 700 человек.
Зрительный зал цирка имеет гигантский купол высотой 36 метров. Места для сидения, как и следовало ожидать, расположены амфитеатром в 23 ряда. При этом арену прекрасно видно из любой точки зала. Здание цирка находится рядом со станцией метро “Университет”, но добраться туда можно и наземным транспортом, например, на такси.
Центральная библиотека. Ростов-на-Дону. 1974
Донская государственная публичная библиотека, расположенная в уникальном современном здании и являющаяся одной из крупнейших библиотек за пределами Москвы, находится на улице Пушкина.
Здания библиотеки расположены перпендикулярно друг другу. 16-этажный (включая подземные этажи) монолитный бетонный книжный шкаф почти не имеет архитектурного декора. Единственным скульптурным элементом снаружи книжного шкафа является рельеф в верхнем углу фасада.
Московский художник-монументалист Лемпорт и Н. А. Силис создал стилизованную коллекцию персонажей, включающую изображения “лиц человеческих гениев” на страницах книги. Читальные залы занимают трехэтажные корпуса, построенные в едином архитектурном стиле.
Нарочитая сдержанность облика зданий библиотечного комплекса сочетается с разнообразием библиотечного интерьера. Стены отделаны белым гранитом и мрамором. Залы украшают водопады и бассейны. Все это дополняется обилием различных растительных скульптур.
Башня “Романита”. Кишинев. Молдова. 1978-1986
Здание находится на улице Археолога Иона Касьян-Суручану, 29/2, на окраине парка “Валя Трандафирилор”, рядом с Республиканской клинической больницей. В середине 70-х годов в связи с потребностью в жилье местные власти решили построить многоквартирный дом для небольших семей.
Он был спроектирован и построен в период с 1978 по 1986 год архитектором О. Вронским и инженером А. Марианом в сотрудничестве с О. Блогу, С. Крани, Н. Ребенко и П. Фельдманом. С точки зрения конструктивной инженерии здание является важным достижением 70-80-х годов – все жилые помещения на всех 16 этажах спроектированы и построены консольно, что усиливает стройный образ здания – редкая для того времени форма.
После 90-х годов это социальное жилье для небольших семей после приватизации собственниками сменило статус на “жилые квартиры”. Возвращаясь во времена СССР, мы видим, что все архитектурные решения контролируются директивами политических властей. По этой причине на концептуальной стадии проекта каждому человеку было отведено по 6 квадратных метров.
Применялся принцип жилой единицы/жилой ячейки, состоящей из двух комнат, закрепленных за каждыми двумя людьми, с прихожей и ванной комнатой. На каждом жилом этаже были предусмотрены общие кухни, комнаты отдыха и технические помещения.
Этот тип разделения представляет собой реальность социалистического периода, когда специалисты должны были соблюдать навязанные правила жилого пространства, не имея возможности вносить какие-либо изменения без одобрения властей.
Вот один из популярных примеров пространственного разделения: восемь квартир с двумя комнатами на каждом жилом уровне, соединенные круглым коридором с помещениями общего пользования, которые получают естественное освещение. Все комнаты имеют выход на террасу.
Башня “Романита” высотой около 77 метров была самым высоким зданием в Кишиневе. Здание состоит из 2 подвалов, цокольного этажа и 22 этажей. Его основная функция – коллективное размещение. На круглую форму здания и длинную вертикальную ориентацию повлияла близость к парку “Валя Трандафирилор”.
В архитектурно-пространственную композицию цилиндрического здания входят четыре этажа подсобных помещений (прачечно-уборочная, сушилка и другие хозяйственно-бытовые помещения) и 16 жилых этажей. Два подземных уровня построены для технических помещений.
С функциональной точки зрения верхняя часть здания подойдет для двухуровневого кафе-бара и зоны, предназначенной для проведения туристических экскурсий по панорамному виду Кишинева.
С юридической точки зрения жилой дом делится следующим образом: цокольный этаж и последующие 3 этажа (кроме лестницы и инженерных коммуникаций) и часть жилых единиц (16 жилых этажей) находятся в частной собственности, а остальные части здания (верхние этажи и технические помещения) находятся в ведении КП “Управление жилищным фондом № 9”.
Дом Советов. Калининград. 1970
Дом Советов — здание в стиле русского брутализма, спроектированное архитектором Юлианом Л. Шварцбреймом. Расположенное в центре Калининграда здание заброшено с середины строительства.
Однако жители Калининграда признают его самой важной городской достопримечательностью в своем городе. Обычно они называют это сооружение “лицом робота”, поскольку его странная форма вызывает в воображении образы робота, похороненного по шею и показывающего только лицо.
Калининград — российский город, расположенный в Восточной Европе, граничащий с Литвой и Польшей. Город был территорией Германии до 1945 года; затем, после Второй мировой войны, вошел в состав Советского Союза, изменив свое название с Кенигсберга на Калининград.
Его архитектура представляет собой экзотическую смесь разных исторических и культурных периодов, начиная от прусского наследия и заканчивая немецкой архитектурой и советским модернизмом.
Дом Советов является знаковым сооружением, ведь он был построен на месте Кенигсбергского замка, сильно разрушенного после Второй мировой войны. Советские власти решили полностью снести замок как символ фашизма.
Новый советский проект задумывался как многофункциональное здание в 28 этажей. Однако был построен только 21, потому что его фундамент оказался недостаточным для болотистой местности, в которой также находились остатки и руины Кенигсбергского замка.
В 1985 году у обкома закончились средства на продолжение строительства Дома Советов, остались только грубые работы. В 2005 году к 60-летию Калининграда в здании была проведена небольшая реконструкция, в ходе которой были добавлены окна и оно было окрашено в пастельно-голубой цвет.
В настоящее время ведутся ремонтные работы в общественном пространстве первого этажа. Идея состоит в том, чтобы формализовать пространства, которые уже использовались сообществом для проведения культурных и спортивных мероприятий.
Эксперты говорят, что дешевле и безопаснее было бы снести Дом Советов и построить новое здание. Однако Дом Советов не только признан жителями Калининграда как символ своего города, но и является прекрасным образцом бруталистической советской архитектуры, которую стоит сохранить.
Берлинская телебашня. 1969 год
В начале 1950-х годов ГДР планировала построить в Берлине новый объект, предназначенный в первую очередь для трансляции телепрограмм ГДР. Первоначально рассматривалось место на холмах Мюггельберген на юго-востоке Берлина. Но после завершения хозяйственных построек Министерство внутренних дел решило построить радиовещательную станцию в подходном коридоре планируемого аэропорта Шенефельд.
В шестидесятые годы правительство ГДР организовало строительство телебашни на ее нынешнем месте, не в последнюю очередь для того, чтобы продемонстрировать силу и эффективность социалистической системы. Оригинальный проект стройной, устремленной ввысь Башни создал гэдээровский архитектор Герман Хензельманн.
Сфера телебашни должна была напоминать людям о советских спутниках и светиться красным, цветом социализма. Для строительства башни рассматривался только один метод: так называемая “подъемная опалубка”. Внутренние стальные леса росли на шаг быстрее, чем внешняя бетонная шахта, возведенная вокруг стальных лесов.
Установка шара на высоте 200 м была сложной задачей для инженеров. Сначала на земле был изготовлен несущий стальной каркас сферы. Сегменты были подняты кранами и прикреплены к кольцеобразной платформе, образующей последнюю секцию бетонной шахты.
Сегодня телебашня формирует силуэт немецкой столицы – подобно Бранденбургским воротам, она стала символом воссоединенной Германии.
Санкт-Петербургский спортивно-концертный комплекс (СКК “Петербургский”)
Дата постройки 1970-1979.
Снесен в 2020 году.
Генплан этого спортивного комплекса являлся важным градостроительным элементом Московского района. Арена была расположена напротив гостиницы “Россия” на главной оси московского Парка Победы. Здание СКК расположено на огромной площади, продолжающей этот парк.
Благоустроенный сквер с размещенными на нем деревьями и скульптурами занимает площадь 33 га. Весь комплекс, включая Московский проспект, Парк Победы и здание стадиона, представляло собой единый комплекс, выполненный в советском стиле. Этот ансамбль выглядил лаконично и, несомненно, представлял собой архитектурную ценность.
Здание универсального спортивного зала было постоянной достопримечательностью жителей района и города в целом. Просторная территория вокруг организует комфортное пространство для скопления людей, прибывших на мероприятие в СКК.
Транспортная доступность также играет большую роль. Метро относительно недалеко от стадиона, дороги вокруг забиты маршрутками и автобусами, вокруг комплекса есть парковки. Пешеходный маршрут к комплексу проходит по аллее Героев в Парке Победы.
3 октября официальное правительство Санкт-Петербурга объявило открытый архитектурный конкурс на реконструкцию здания и прилегающего к нему квартала.
Тем не менее, местное правительство Санкт-Петербурга разрешило поставить забор вокруг квартала СКК (якобы для обследований, но забор приравнивается к забору капитального строительства). Однако в результате обрушения крыши во время демонтажа, приведшего к человеческим жертвам, здание было снесено.
Гостиница “Узбекистан”. Ташкент. 1974 год
По проекту Ильи Мерпорта, Л. Ершовой и В. Ращупкина с изогнутым фасадом (внизу), основанным на декоративных решетках исламской архитектуры.
Сегодняшний Ташкент с населением 2,5 миллиона человек активно стирает следы второй волны советской архитектуры с блестящими белыми мраморными зданиями, которые делают его похожим на одно из наиболее консервативных государств Персидского залива.
Его прискорбно безжизненные попытки воссоздать купола, колоннады и украшения исламского наследия Узбекистана маскируют все, от перегруженных супермаркетов до унылых конференц-центров.
Эта ретроградная модернизация сводит на нет достижения одного из самых интригующих архитектурных экспериментов 1960-х и 1970-х годов, когда Советский Союз намеревался построить марксистско-ленинский Бразилиа в Центральной Азии.
Некоторые из его достопримечательностей остаются выдающимися достопримечательностями, например, гостиница «Узбекистан» 1974 года, один из выдающихся памятников советского модернизма.
В лихорадочные дни начала 1970-х годов, когда культурная свобода казалась реальной возможностью, а в Ташкенте проходил ежегодный международный кинофестиваль, гостиница с относительной роскошью размещала кинематографистов со всего мира.
Ходили даже разговоры о том, что на фестивале режиссеры-диссиденты представят ранее запрещенные темы колониальных репрессий и гомосексуальных отношений в своих фильмах. Сегодня в пустующем кафе Vienna подают местное пиво в литровых стаканах нескольким скучающим индийским подросткам.
Бельмо на глазу или вневременная достопримечательность? Отель “Термал”. Карловы Вары. 1968-1977
Монументальный, уникальный, вневременной. Все это Отель “Термал”, история которого началась во второй половине 1960-х годов. Взгляните на мозаику происхождения культового произведения архитекторов, которая хоть и сделана из бетона, но все равно вызывает эмоции.
Chebská ulice (Eger Strasse) находилась на месте сегодняшнего термального гостиничного комплекса. Около 30 домов, в основном в стиле модерн 19 века, пришлось снести, прежде чем отель могло начаться строительство. Наиболее значительные снесенные здания включали дом Алисы, виллу Маттони, почтовое отделение и школу Коменского.
В 1960-е годы был объявлен архитектурный конкурс на строительство нового международного гостиничного комплекса с фестивальным кинотеатром. В этом конкурсе победил проект архитекторов Веры и Владимира Махониновых. 5 июня 1968 года был заложен первый камень нового здания.
Торжественное открытие операции состоялось в курортном сезоне 1977 года. Строительство длилось 9 лет, причиной задержки стало отсутствие денег, а также просачивание грунтовых вод в фундамент здания.
После окончания Второй мировой войны культура начала оживать. В 1946 году после вынужденного перерыва проходит кинофестиваль в Венеции, фестиваль в Локарно и Каннах. Впервые в Марианских Лазнях прошел фестиваль чехословацкого кино с международным участием.
Кинофестиваль изначально был внеконкурсным. Первый “Хрустальный глобус” получил в 1948 году польский фильм “Освенцим”, до сих пор пользующийся высокими рейтингами. В последующие годы культура стала подчиняться политической конъюнктуре, и на фестивале были представлены в основном фильмы, которые сегодня не пришлись бы по вкусу многим зрителям.
В 1949 году фестиваль навсегда переехал из Марианских Лазней в Карловы Вары, где условия были лучше. Шоу проходило в нескольких местах города, и его организация была очень сложной.
С годами количество посетителей фестиваля и его значимость росли. Вместимости залов и технических помещений курорта перестало хватать для нужд международного шоу. Опасаясь, что фестиваль может переехать в другой город, начались переговоры о строительстве фестивального дворца, который вместил бы все мероприятие и при этом выдержал бы мировую конкуренцию.
В 1956 году кинофестиваль был отнесен к категории А, самой престижной категории, которую может получить конкурсное шоу.
Строительство фестивального комплекса должно было начаться в 1958 году, но этого не произошло. В 1963 году было решено, что проект строительства Дворца фестивалей также будет расширен за счет включения международного отеля и открытого бассейна, наполненного термальной водой. Объявлен открытый архитектурный конкурс. За престижную задачу взялись 82 команды, но только менее 30 из них выполнили сложную задачу конкурса.
После семи заседаний жюри предложение Веры и Владимира Махониных увенчалось успехом. Победители представили концепцию здания в тогдашнем современном или модном, но в то же время с сегодняшней точки зрения и вневременном стиле с элементами брутализма.
Дизайн был типичен для частично расслабленной архитектуры 1960-х годов. Хотя здание диаметрально отличалось от первоначальной застройки, оно вписывалось в окружающий ландшафт. Инновационный проект включал в себя 16-этажный отель, открытый бассейн в скале и большой кинотеатр, который, казалось, парил в воздухе.
К тому времени, когда Вера и Владимир Махонины выиграли конкурс на строительство Термала, они уже успешно построили Дом культуры и профсоюзов в Йиглаве (1961). Позднее по их проекту были построены знаковые универмаг “Котва” в Праге (1974 г.), Дом жилищной культуры в Праге (1977 г.) или посольство Чехословацкой Социалистической Республики в Берлине (1978 г.).
Отправной точкой для творчества архитекторов стал брутализм. Современный стиль, в котором используется в основном необработанный бетон, металлические конструкции и, помимо прочего, смешение интерьера и экстерьера. Пик их творчества приходится на 60-70-е годы.
Махонины – одни из самых выдающихся чешских архитекторов. В 2006 году Вера Махонинова была удостоена престижного Гран-при Союза Архитекторов. В 2014 году она получила награду Чешской палаты архитекторов, а два года спустя Министерство культуры наградило ее за вклад в области архитектуры. Но вернемся в 1960-е годы.
Перед началом конкурса было выбрано подходящее место для строительства Термального отеля. Этим местом стала улица Хебска (Эгерштрассе), на которой стояло около тридцати домов, преимущественно в стиле модерн. Дома находились в аварийном состоянии, и снос был сочтен лучшим и более рентабельным решением. Также были снесены вилла Маттони, отели Post и Alice и школа Коменского.
Пока чехословацкий кинематограф плыл на новой волне, 3 января 1968 года в Карловых Варах начались строительные работы. Торжественная закладка первого камня состоялась только 5 июня 1968 года, после открытия 16-го Международного кинофестиваля.
В строительстве использовались новые материалы, процессы и технологии. Хотя это был набор разных частей, отличавшихся друг от друга, Махонины смогли придать комплексу единый характер. Основные материалы: бетон, стекло и красное дерево использовались в экстерьерах и интерьерах, где они свободно соединялись друг с другом.
Большие открытые пространства умело используют игру света и цвета. Смелое решение Большого зала, подвешенного к длинной консоли, создает иллюзию того, что он как бы парит в пространстве и сопротивляется гравитации. Бассейн с видом на город был построен на скале на склоне позади здания.
В 1968 году Коммунистическая партия приняла решение, что, помимо Дворца фестивалей, Термал станет на оставшуюся часть года бальнеологическим курортом для трудящихся. Первоначальный инвестор Interhotel Karlovy Vary был заменен в 1974 году Чехословацкими государственными курортами и источниками.
Термальная гостиница на 533 места в почти 300 номерах, Конгресс-центр на 2000 мест, рестораны и бассейн были торжественно открыты в 1977 году. Однако государственная пропаганда раскритиковала здание и обратила внимание на его прочность и внешний вид. Наоборот, после первого кинофестиваля в Термале зарубежная пресса дала комплексу высокую оценку. Она высоко оценила современный дизайн отеля, его архитектуру и высокий уровень технической подготовки.
1989 год означал для Чехословакии поворот к капитализму, но гостинице “Термал” пришлось нелегко. Общественность неправильно ассоциировала его, а отчасти и сейчас связывает с падшим режимом, бесчувственностью коммунистического строительства.
Продолжение традиций сегодня. Национальная библиотека Беларуси. Минск. 2006
Национальная библиотека Беларуси расположена в новом здании высотой 72 метра (236 футов) в Минске, Беларусь. 22-этажное здание было завершено в январе 2006 года. Здание может вместить около 2000 читателей и имеет конференц-зал на 500 мест. Его главная архитектурная составляющая имеет форму ромбокубоктаэдра. Новое здание библиотеки спроектировано архитекторами Михаилом Виноградовым и Виктором Крамаренко и открыто 16 июня 2006 года.
Национальная библиотека Беларуси – главный информационный и культурный центр страны. Его депозитарные коллекции включают 8 миллионов единиц хранения различных носителей. Помимо функциональной библиотеки, Национальная библиотека является городской достопримечательностью.
Здание расположено в парке на берегу реки и имеет смотровую площадку с видом на Минск. По состоянию на 2009 год это единственное сооружение в Минске с общедоступной смотровой площадкой. Площадь перед библиотекой используется для многих публичных концертов и шоу.
Здание также является предметом художественного видео французского художника Рафаэля Зарки “Rhombus Sectus”, показанного в галерее Bischoff/Weiss в Лондоне в 2011 году.