Фильм, мода и не только: влияние мира Болливуда
Отношения между миром моды и миром кино сложны и тесно переплетены между собой. И мир Болливуда сейчас в этих отношениях на первых ролях. Фильм дает нам возможность на несколько часов уйти в жизни, которые не являются нашими собственными – жизни, которые могут фактически отличаться от наших. Аналогичным образом, мода дает нам возможность заново изобрести себя, создавая наш внешний облик, чтобы приспособиться к изменению образа и себя. Эти изменения в стиле и внешнем виде часто отражают поп-иконы, которыми мы восхищаемся в фильмах.
Возможно, мы не можем стать ими, но мы можем стать похожими на них. Один из способов, которым мы делаем это, следуем их примеру: принимая характерные стили моды, связанные с ними. Иногда это может быть что-то простое, например, покупка новой пары дизайнерских джинсов. В других случаях это может означать принятие культуры, которая может быть чуждой нам. Мир Болливуда чрезвычайно разнообразен, красочен, а главное – очень плодовит. Вот как стили хинди стали широко распространяться как в Европе, так и за океаном.
Киноиндустрия Индии: мир Болливуда
Последнее слово в кино и в моде в нашем современном мире – “Болливуд”. Понятие Болливуд неофициально используется для обозначения киноиндустрии в Индии. Оно было придумано как сокращенная форма от слов «Бомбей» и «Голливуд». С тех пор название Бомбея изменилось на Мумбаи, но название «Болливуд» по прежнему здесь с нами и останется актуальным, и, даже, супер актуальным, как и индустрия. Что же такое мир Болливуда? “Киноиндустрия в Бомбее самая большая в мире. Это почти вдвое увеличивает количество фильмов и продает на миллиард билетов в год больше, чем в Голливуде” (Boyk 2004).
Мир Болливуда всеобъемлющ и многогранен. Влияния Болливуда вездесущи, их можно увидеть во всем, от высокой моды до музыки, часто стирая грань между высоким и низким искусством. Кроме того, популярность болливудских фильмов привела к высокому спросу на виды одежды, которые носят индийские актеры на большом экране. Традиционное платье хинди стало популярным товаром во всем мире.
Тот факт, что одежда в индийском стиле стала настолько востребованной, довольно сильно контрастирует с прошлыми годами. Но мир Болливуда берет свое. Пока индийские фильмы не стали популярными, западная одежда была предпочтительной одеждой для всего мира, собственно, на Запад и ориентированного, и она и только она доминировала в мире моды. Одежда в западном стиле чаще всего носилась в кино актерами, и на это отвечала основная современная мировая культура.
Одежда хинди, с другой стороны, считалась непривлекательной и устаревшей. Это начало меняться, когда фильмы из Мумбаи стали получать признание. Звезды этих фильмов носили индийские одежды, и это делало одежду в стиле хинди казаться очаровательной и привлекательной для запалного и европейского зрителя. «Болливудская мода больше не рассматривается как безвкусная или не стильная, потому что за кулисами работают лучшие таланты» (Melwani 2005).
Влияние знаменитостей и кумиров
Мир Болливуда захватил западного и европейского зрителя. Это яркий пример, который демонстрирует силу знаменитостей. Многие знаменитости боготворят своих поклонников. Из-за этого возвышенного статуса одежда, которую они носят, приобретает позитивные ассоциации. Таким образом, поклонники, которые восхищаются ими, естественно, захотят подражать своим кумирам. Они делают это, используя те же продукты, которые подтверждают звезды.
Время от времени знаменитости публично одобряют продукт, появляясь в рекламе журнала или в рекламе на телевидении или в Интернете. Мир Болливуда не является исключением. В других случаях, однако, им не нужно прилагать усилия, чтобы продать товар или стиль одежды. Тот факт, что они носят или используют его, считается достаточным одобрением. Каждый раз, когда одна из этих звезд появляется в фильме, одежда, которую они носят, становится желанным товаром для всех поклонников.
Это включает в себя аксессуары, обувь и украшения. Кроме того, способ, которым они носят предмет одежды, может стать тенденцией сам по себе. Например, если они делают что-то другое или дерзкое, есть вероятность, что это тоже будет скопировано их фанатами. А мир Болливуда имеет массу фанатов по всему миру, и это уже неоспоримый факт!
Фактически утверждалось, что «каждый новый фильм является брендом сам по себе, и с выходом каждого фильма у нас появляется свежий новый бренд товаров для моды и стиля жизни, продвигающих моду в массах» (Bansal 2005).
Кажется очевидным, что киноиндустрия тесно переплетена с миром моды и мир Болливуда не является исключением. “В конце концов, продажа модной продукции – это игра восприятия. В то время как продукт должен быть по своей сути хорошим и пригодным для носки, ценность стремления исходит от его связи с ведущей личностью, которую массы боготворят и поддерживают” (Bansal 2005).
Именно через подсознательные – и не настолько подсознательные, и, иногда, вербальныые, сообщения фильма мы привыкаем к именам дизайнеров, таким как «Томми Хилфигер» или «Фубу». Растущая популярность фильмов на хинди оказала аналогичное влияние на наши симпатии и антипатии, так как мода, связанная с ними, стала очень продаваемой.
Причина привлекательности
К наиболее популярным образцам для подражания в мире Болливуда относятся такие суперзвезды, как Бипаша Басу, Мадху Сапре, Катрина Каиф, Дино Морея и Джон Абрахам. Сами фильмы популярны по разным причинам. Прежде всего, они обычно интересны, с неотразимым пейзажем и привлекательным музыкальным фоном. Кроме того, они являются типами фильмов, которые позволяют зрителям сбежать из своей собственной жизни и погрузиться в то, что находится на экране.
Как правило, у них есть сюжетная линия, которая является некоторой вариацией темы «из грязи в князи». Обычно там какой-то роман, и, конечно же, мальчик всегда заводит девочку в Болливуде. Эти фильмы также привлекают зрителей всех возрастов и этнических групп – возможно, потому, что большинству людей нравится счастливый конец.
Однако фильмы Болливуда могут понравиться молодым европейцам и американцам и на более глубоком уровне. Актеры, которые снимаются в них, и являют собой мир Болливуда являются настоящими образцами для подражания, потому что фильмы отражают характерные для них проблемы: «Все чаще эти фильмы рассказывают о шизофренических мирах, в которых живут современные молодые индийцы, о самолетах, смешанных культурах и объятиях между востоком и западом» (Melwani 2005).
Таким образом, молодые люди признают и реагируют на это. Они тоже хотят быть сильными и независимыми. Они выражают свое восхищение, моделируя себя по лекалам своих кумиров; кроме того, они молчаливо выражают свои чаяния, подражая тем самым людям, которые их воплощают.
Примеры одежды
Взрыв болливудской моды также расширил культурные знания, так как новые термины для конкретной одежды просачиваются на другие языки. Сари (по-английски пишется “sari” или “saree”) – это несшитый кусок ткани, который обтянут вокруг тела женщины; это, конечно, самый известный атрибут национальной одежды. Появились и другие слова, такие как salwar-kameez и dupatta.
Salwar-kameez относится к женскому костюму, который обычно состоит из kameez (туника), salwar (пара свободных брюк) и дупатты (соответствующий шарф, который носят различными способами). Эта одежда, которую традиционно носят женщины Индии, Пакистана и Бангладеш, в настоящее время становится всемирно известной и причина этому-опять же мир Болливуда.
Фактически, мир моды в самой Индии претерпел трансформацию. По словам дизайнера Риту Кумар, «в Индии сценарий моды находился в замешательстве, поскольку это был бурный период противоречивых идеологий, когда сознание индийской национальной идентичности начало находить политическое выражение, а борьба за независимость Индии набирала силу».
Модные тенденции до Болливуда были продиктованы высшими эшелонами общества. На это, в свою очередь, сильно повлияли англичане. Кроме того, изображение тела роковой женщины хинди подверглось аналогичной трансформации. Ранее «сладострастная» и «широкоплечая», теперь же новый стандарт стал правилом. Желаемое изображение теперь гладкое и стройное: «высокая видимость местной индустрии моды также изменила внешний вид экранной сирены и сформировала новый образ тела» (Rao 2003). Влияние кино и мир Болливуда сыграли огромную роль в изменении и этого.
Мир Болливуда: симбиоз кино и моды
Кино явно имеет симбиотические отношения с модой. То, что показано на цветном экране, часто попадает в нашу жизнь на каком-то уровне. Здесь есть много динамики. И мир Болливуда не исключение. Как утверждает Entwistle, «одежда связана с общественной жизнью более чем одним способом: она создается из экономических, политических, технологических условий, а также из-за условий, определяемых социальными, культурными, эстетическими идеями».
Связь между кинематографом и современной модой очевидна. То, что однажды увидят на киноэкране зрители, на следующий день часто станет популярным товаром. Фильмы предоставляют зрителям возможность выхода из собственной жизни и участие в жизни других, обычно очаровательных, людей. Мода делает это подобным образом, предоставляя своим приверженцам свободу «изобретать» себя.
Часто личности, которым они пытаются подражать, – это иконы, которыми они восхищаются в кино;
поэтому кажется естественным, что они подражают стилю одежды тех, кого считают образцами для подражания. Как метко заявила Джоан Энтвистл, «мода открывает возможности для формирования личности, хотя и временно».
Создание индийского кинематографа также оказалось самым сильным влиянием на моду в течение последнего десятилетия. Из- за влияния Запада к этому времени использование ангарки, чог и джам значительно сократилось, хотя церемониальные пагри, сафа и топи были широко распространены, как всегда.