Мэри Пикфорд, настоящее имя Глэдис Луиза Смит, также известная как Глэдис Мари Смит (родилась 9 апреля 1892 года в Торонто, Онтарио, Канада — умерла 29 мая 1979 года в Санта-Монике, Калифорния, США), американская актриса канадского происхождения, “Возлюбленная Америки”, актриса немого экрана и одна из первых звезд кино. На пике карьеры она была одной из самых богатых и известных женщин США.
Глэдис Луиза Смит выросла в тяжелых финансовых условиях. Она была старшей из трех детей рабочего Джона Смита и его жены, театральной актрисы Шарлотты. Ее отец умер в результате несчастного случая на работе, когда маленькой Глэдис было четыре года. Таким образом, семья оказалась совершенно без средств. По совпадению, один из старых знакомых семьи был владельцем театральной труппы и искал кандидатов для детских ролей.
Когда Шарлотта Смит убедилась, что ее дочерям — младшую звали Лотти — в театре не будет морального или физического вреда, она согласилась, и девочки встали на театральные подмостки. Однако Глэдис не умела читать, и им пришлось зачитывать первый сценарий, чтобы они его запомнили. Впервые она вышла на сцену в Торонто в возрасте семи лет. В восемь лет она отправилась в турне, а в 10 лет сыграла на Бродвее.
Маленькая Глэдис значительно затмила младшую сестру и брата Джека. Позже Джек также сделал себе имя в кинематографе, но по-прежнему оставался в тени славы своей старшей сестры. Зрители обожали Глэдис, запомнив ее в основном благодаря длинным светлым локонам, за что и прозвали “Девушка с золотыми завитками”.
И вот маленькая пронзительная девочка решила пробиться в лучшие театры США, на Бродвее. Здесь она познакомилась с одним из самых важных продюсеров Дэвидом Беласко. Он предложил ей работу в кинематографе. А в 1908 году он сделал кое-что еще — он нашел для нее новый, великолепно звучащий сценический псевдоним. Так родилась Мэри Пикфорд.
Мэри также присоединилась к миру кинематографа по финансовым причинам. Раньше киноактеров считали чем-то неполноценным, тогда мода на театр была в самом разгаре. Однако Мэри не отказалась от веры в то, что станет хорошей актрисой.
Она дебютировала в Нью-Йорке в пьесе Дэвида Беласко “Уоррены из Вирджинии” в декабре 1907 года. Беласко предложил изменить ее имя на Мэри Пикфорд. К 14 годам Мэри Пикфорд узнала о сценическом искусстве больше, чем многие старшие актеры, а ее милое лицо, обрамленное массой золотых кудрей, делало ее очарование практически неотразимым.
Пикфорд начала работать в качестве неосновного сотрудника в компании DW Griffith’s Biograph Company, снявшись в фильме 1909 года “Скрипичный мастер из Кремоны”. Хотя имена актеров не упоминались в титрах, лицо Пикфорд быстро стало широко известным.
В 1911 году в возрасте восемнадцати лет она впервые вышла замуж — за актера Оуэна Мура.
После появления на Бродвее в постановке Беласко “Хорошенький дьяволенок” в 1913 году она постоянно появлялась на экране, поднявшись на первое место с известной компанией Adolph Zukor’s Famous Players Company.
Ее стремительный рост от анонимной актрисы до звезды в ее собственной продюсерской компании (Mary Pickford Studios, основанная в 1916 году компанией Famous Players) был обусловлен не только феноменальной популярностью ее фильмов, но и ее преданностью своему делу и дотошному вниманию к созданию высокого качества развлечений.
Кудрявая инженю с выражением сладкой честности и непобедимой невинности, которую Мэри Пикфорд играла в таких немых фильмах, как “Дрейфующие сердца” (1914), “Бедная маленькая богатая девочка” (1917), “Ребекка с фермы Саннибрук” (1917 г.), “Stella Maris” (1918 г.) и “Вербовка Джоанны” (1918) восхищала публику во всем мире.
Сначала Мэри Пикфорд была известна как “Биографичная девушка с кудряшками”, а затем как “Наша Мэри”, когда было раскрыто ее имя. С выходом “Тэсс из Страны Бурь” в 1914 году Пикфорд зарекомендовала себя как “Возлюбленная Америки”. В 1917 году компания First National Films заплатила ей по 350 000 долларов за каждый из трех фильмов, включая чрезвычайно успешный “Длинноногий папочка” (1919).
Ее актерская карьера поднялась на головокружительные высоты. В том же году, когда она снималась в фильме “Ухаживание за Мэри”, ее зарплата составляла обычные 25 долларов, а в 1919 году ей платили за фильм уже 350 тысяч.
В 1919 году Пикфорд вместе с Гриффитом, Чарли Чаплином и Дугласом Фэрбенксом возглавила организацию United Artists Corporation, хорошо известную комбинацию “сильной четверки”, как они себя называли, которая долгое время была одной из лучших.
В 1920 году, после расторжения первого брака (1911-1919) с актером Оуэном Муром, она вышла замуж за Фэрбенкса (в 1936 году они развелись). Он тоже был известным актером, популярным героем боевиков, и пара стала обожаемой парой в Америке.
Популярность Пикфорд не ослабевает. “Поллианна” (1920), “Маленький лорд Фаунтлерой” (1921), “Маленькая Энни Руни” (1925), “Моя лучшая девочка” (1927), “Кокетка” (1929; ее первая звуковая картина), “Укрощение строптивой” (1929; ее единственный фильм с Фэрбенксом) и “Кики” (1931). Хотя за роль в фильме “Кокетка” она получила премию “Оскар” за лучшую женскую роль, популярность Пикфорд стала убывать с появлением звука.
После съемок в ее 194 фильме “Секреты” (1933), Мэри Пикфорд ушла с экрана. Затем она посвятила себя United Artists, в которой она была первым вице-президентом с 1935 года, и для которого она сняла несколько фильмов. Еще она написала сценарии “Почему бы не испытать Бога?” (1934), “Полувдова” (1935) и “Мое свидание с жизнью” (1935), а в 1930-х годах она появилась на радио.
В 1937 году она вышла замуж в третий и последний раз за продюсера Чарльза “Бадди” Роджерса. Они вместе усыновили двоих детей. Хотя она больше не играла, Мэри посвятила себя писательству, написанию сценариев и продюсированию. Мэри Пикфорд не перестала появляться на публике даже в преклонном возрасте. В 1949 году она отказалась от роли Нормы Десмонд в фильме Уайлдера “Сансет бульвар”.
Последние годы Мэри Пикфорд провела в бизнесе, общественной и благотворительной деятельности и в конце концов стала затворницей в Пикфэре, роскошном особняке, который она построила вместе с Фэрбенксом.
В 1953 году она продала свою долю United Artists, а через два года написала мемуары. “Солнце и тень”, ее автобиография была опубликована в 1955 году. Она также продала свой шикарный дом в Пикфэр, который раньше делила с Фэрбенксом, и провела остаток своей жизни в уединении со своей семьей.
В 1976 году она получила почетный “Оскар” за свой вклад в кинематографическое искусство. Мэри Пикфорд, вечная любимица Америки, умерла 29 мая 1979 года. Похоронена на кладбище Forest Lawn в Глендейле, Калифорния.