Сюрреализм в моде

Сюрреализм в моде

Сюрреализм в моде-актуально ли это сегодня или это понятие или этот аспект только исторический?

Достаточно взглянуть на современные подиумы и модные журналы, чтобы увидеть безошибочные черты сюрреализма в моде. Как же тогда искусство, «изначально состоящее из понятий и слов, а затем из образов, созданных в сложностях интеллекта и подсознательного воображения» (Martin 1987, p. 9), создало бы такие гармоничные отношения с модой? Чтобы ответить на этот вопрос, этот тезис будет исследовать происхождение сюрреализма в моде и его долговременное влияние на индустрию моды по сей день.

Чтобы понять, как идеал, основанный на политических реакциях, может проникнуть в гламур и материализм моды, сначала мы начнем с краткого анализа сюрреализма и основных идеологий движений. В этой статье будут освещены ключевые шаги в продвижении сюрреалистического движения от основополагающих форм до его проявления в наиболее общепризнанной форме – искусстве.

Завершив обзор ключевых характеристик сюрреалистической идеологии, мы рассмотрим, как каждая из этих характеристик была выражена в моде. Хотя отцы-основатели сюрреализма не заботились бы об одежде их движения, метафорические и значимые атрибуты моды создали естественный путь для выражения сюрреалистических идей (Martin, 1987).

Ни одно исследование сюрреализма в моде не было бы полным без упоминания о его первой леди, Эльзе Скиапарелли. В этой статье будет содержаться тематическое исследование о жизни и творчестве Скиапарелли, тому, как она возглавила путь к слиянию искусства с модой, внедряя сюрреалистические идеи в свои замыслы. Ее сотрудничество с Сальвадром Дали, Ман Рэйем и Жаном Кокто, «шокировало» индустрию моды своей изобретательностью и стилем.

Последующее тематическое исследование Виктора и Рольфа рассмотрит вклад сюрреализма в современную индустрию моды. Viktor & Rolf, как и их предшественнца Скиапарелли, известны своей способностью «шокировать» своими экстравагантными коллекциями и высокоуровневыми показами на подиумах (Evans & Frankel 2008). Яркие дизайны выставки Виктора и Рольфа, явно не представленные как сюрреалистические, рассказывают о характеристиках сюрреалистических идей и служат идеальным примером высоты влияния сюрреализма на современную моду.

Цель этого исследования – раскрыть важную роль сюрреализма в индустрии моды. И с исторической точки зрения, и с анализом того, как он изменил образ, и с точки зрения его постоянного влияния на моду как источника вдохновения для современных дизайнеров. Сотрудничество между художниками и дизайнерами позволило моде продвигаться вперед беспрецедентными способами, впервые предложенными Сальвадором Дали и Эльзой Скиапарелли, и показанным в современной моде подобными Виктору и Рольфу.

Сюрреализм

Часто, когда мы слышим слово «сюрреализм», мы автоматически думаем об искусстве и вызываем образы Дали и его современников. Однако на самом деле сюрреалистического искусства не существует. По своей сути сюрреализм – это не эстетика, а образ мышления, точка зрения (Waldberg 1997). Это может быть достаточно хорошо сформулировано изречением Рембо «Измени жизнь» (Levy 1995, p. 5).

Сюрреализм, благодаря своим корням в дадаизме, был реакцией на философию рационализма, которая, по мнению многих, вызвала в результате промышленной революции катастрофу Первой мировой войны. Тристан Цара, лидер движения Дада, полагал, что общество, которое создает чудовищность войны не заслуживает искусства, поэтому он немного развил анти-искусство, чтобы шокировать общество скандалом (Sanchez 2000).

Во главе с Андре Бретоном участники движения находились под влиянием произведений Зигмунда Фрейнда и Карла Юнга. Различные интерпретации «автоматизма», термина, используемого для описания одной из теорий Юнга о личном анализе, разделяют движение на две отдельные группы мышления (Sanchez M, 2007, P.49). Некоторые пошли по пути абстракционизма, где каллиграфия, анимация и движение были ключевыми атрибутами, независимо от предмета. Они верили, что изображения не должны быть обременены смыслом.

Другие же считали, что образы могут быть связующим звеном между абстрактными духовными реальностями. Благодаря точному представлению объекты стали метафорой внутренней реальности (Waldberg 1997, p. 9). Для целей этого тезиса основное внимание будет уделяться последней интерпретации автоматизма в сфере сюрреализма, поскольку сюрреализм в моде применяется к подмножеству художественного выражения в форме дизайна моды.

Сюрреализм в моде. Слияние сюрреализма и моды

Хотя отцы-основатели сюрреализма не заботились бы об одежде их движения, метафорические и значимые атрибуты моды создали естественный путь для выражения сюрреалистических идей (Martin 1987, p. 9). Его привлекательность для индустрии моды была сразу очевидна в использовании обычных предметов быта и необычных пейзажей, которые легко переносились на печать на ткани, ювелирные изделия, шляпы, кутюр и т. д., позволяя дизайнерам свободно создавать «произведения искусства». Слияние сюрреализма и моды изменило представление о моде с одноразовой и несущественной на самостоятельную форму искусства (Warburton T, 2008, P. 2).

По мере того, как сюрреализм развивался в художественном стиле в течение 30-х годов и далее, мода являлась одним из заметных сопоставлений сюрреализма между обычным и необычным, изуродованием и приукрашиванием, телом и концепцией, притворством и реальностью. Это увлечение работало в обоих направлениях, так как то, что покрывало тело, всегда было важно для философии сюрреализма, так как позволяло воображению задаться вопросом, что лежит под ним, и это легко переводилось в носимые одежды. Неотъемлемые характеристики моды предлагали естественную связь с физическими свойствами обезображивания, которые были центральными для стиля сюрреализма.

Сюрреализм в моде: Символизм и Метафоры

Мода и ее инструменты были основой метафоры сюрреализма еще до того, как сюрреализм вошел в моду. Воображаемое о женщине и красоте давно стало любимой темой для художников-сюрреалистов. Основанная на линии Исидора Дюкасса фотография швейной машины и зонтика Ман Рэя проложила путь для сюрреалистического исследования объекта швейной машины, поскольку это символическая метафора для женщины. Швейная машина сама по себе является основным инструментом моды, и поэтому она стала символом женщин, которые в то время были основными работниками швейной промышленности.

Поэтому, поскольку процесс считается женским, то и результат – мода – также считается главным образом женским. Будущие сюрреалистические работы развили бы эту идею, например, безымянный коллаж Джозефа Корнелла, изображающий швейную машину, производящую не только одежду, но и женщину внутри нее. Швейная машина была центральной метафорой в понимании сюрреалистом красоты внутри женщины, состоящей из одежды и формы.

Музыка была еще одним ключевым образом в арсенале сюрреалиста; сюрреализм в моде, в частности музыкальные инструменты и их сходство с женской формой. Эта объективация женщин включала идею, что женщины заменяют музыкальные инструменты. Возможно, одна из самых известных фотографий Ман Рэя «Le Violon d’Ingres» достойно иллюстрирует эту концепцию. Это точное изображение использовалось много раз в моде от платья для скрипки Кристиана Лакруа до более недавнего черного платья для скрипки Виктора и Рольфа. Под влиянием самих Дали и Ман Рэя Эльза Скиапарелли также использовала музыкальные ноты и инструменты в своих проектах.

Сюрреализм в моде: Человеческая форма и части

Манекены и формы одежды создавали идеальную площадку для присвоения сюрреалистом человеческого тела. Бутылка для аромата Эльзы Скиапарелли «Шокирующая», принявшая форму человеческого торса, является ярким примером сюрреалистического идеала превращения живого в неодушевленное. Эти суррогаты для живых фигур допускают большее искажение и отображение, чем реальные модели, что позволяет сюрреалисту полностью изучить отношения между одеждой и обнаженным телом и это тоже сюрреализм в моде.

Сюрреалистическое увлечение частями тела как символическими репрезентациями является центральным для понимания сюрреалистических произведений. Для сюрреалиста глаза представляют не только оптическое зрение, но и сновидения, зрение, вуайеризм и даже слепоту.  Сен-Лоран использовал эту конвенцию в 1980 году, создавая куртку с блестящими глазами, отдавая дань уважения Скиапарелли как величайшему защитнику сюрреалистической моды.

Французский дизайнер также использовал губы, широко используемое декоративное устройство в сюрреалистическом искусстве, в своем платье для губ; выравнивание губ с грудью, создавая характерное сюрреалистическое прикосновение наряду с сексуальным подтекстом. Пожалуй, самые творческие из абстрактных частей – руки. Широко используется сюрреалистами во всевозможных творческих, сексуальных и функциональных контекстах.

Жакет Скиапарелли, вышитый Жаном Кокто, отражает функциональную концепцию рук, которые являются естественным средством для поясного ремня вокруг талии.  Этому также подражают Ручной Пояс Франциоса Лесажа и Платье из бисера Марка Джейкоба l’Oeil. Точно так же кожаные туфли Pierre Cardin в форме ступней подчеркивают функциональные характеристики ступней.

Сюрреализм в моде: Смещение объектов

Одним из самых распространенных приемов сюрреализма является размещение предметов быта в необычных местах. Дисфункция и смещение объекта позволяют переопределить этот объект и трение между обычным и сублиминальным. Одним из очевидных методов перемещения объекта является использование его назад, как в случае с обратной оболочкой, созданной Карлом Лагерфельдом, первоначально написанной Эльзой Скиапарелли. Viktor & Rolf создал подобный эффект, представив целую коллекцию платьев, которые носят с ног на голову, и само шоу, которое было запущено полностью вперед.

Однако смещение не ограничивается рамками самой моды. Объекты из одной классификации можно использовать внутри другой, чтобы создать еще более яркую реакцию. Слияние мебели Дали и человеческой формы вдохновило Скиапарелли на создание настольного пальто, а затем и платья с рисунком из шелкового полотна Долине Дритсас. Использование традиционно не связанных с модой предметов в моде распространено среди современных дизайнеров. В своих проектах Виктор и Рольф часто использовали такие предметы, как колокольчики, подушки и даже прожекторы.

Шляпы предложили некоторые из самых интересных примеров этой сюрреалистической философии; от шляпы Скиапарелли, вдохновленной Дали, до шляпы мини-дивана Карла Лагерфельда. Шляпа является подходящим агентом не только потому, что ее функция позволяла демонстрировать, казалось бы, безграничное отображение разнородных предметов, но также позволяла высмеивать шляпу как символический аксессуар в культуре, обрядах и званиях.

Сюрреализм в моде: Природа и Фантазия

Сам мир природы предлагал сюрреалисту множество символических объектов. Некоторые решили исказить существующие символы и метафоры, такие как нетрадиционная русалка Рене Магритта; в то время как другие решили создать свои собственные эксцентричные ассоциации, прекрасным примером является ассоциация Дали с лобстером и женскими гениталиями. Одержимость Дали влиянием омара повлияла на легендарное «платье лобстера» Скиапарелли – нарисованный лобстер, преднамеренно размещенный в передней части платья над паховой областью женщины. Сюрреалисты проявляли особый интерес к фантазии и мирам в воображении. Они любили сливать вещи в природе с человеческим телом.

Сюрреализм в моде. Сюрреализм в индустрии моды

В течение 1930-х и 40-х годов главные фигуры сюрреализма вошли в сферу моды, модной рекламы и витрин магазинов. Отталкиваясь от первого поколения чистых сюрреалистов, они искали канал для продолжения своего исследования примирения революционного искусства и повседневных реалий. Привлекая таланты известных сюрреалистов, таких как Жан-Мишель Франк, Жан Кокто, Сесил Битон и Мэй Рэй, модные журналы стали методом распространения стиля сюрреализма. Частичная фигура, вывих частей тела и расположение этих частей в неестественных условиях были приняты новыми модными образами в 1930-х годах. Способность сюрреалиста сопоставлять реальное и воображаемое делало его идеальной формой для рекламы и выражения в СМИ

Сюрреализм в моде: Эльза Скиапарелли

Для Эльзы Скиапарелли ее работы были больше о страсти и энергии, чем о моде и дизайне. Для нее важнее был момент вдохновения (Martin, 1987, p. 197). Родившаяся в интеллектуальной семье в Риме, она наиболее известна своим сюрреалистическим периодом в 1930-х годах, однако ее работы можно проследить до 1920-х годов во время раннего движения футуризма. Ее брак с теософом Вильгельмом Вендтом де Керлором в 1914 году способствовал богемному существованию, которое привело к встрече с широким кругом международных художников-авангардистов и мыслителей, включая художника Дада Фрэнсиса Пикабиа и фотографа-сюрреалиста Мана Рэя.

Сюрреализм в моде

Благодаря совместным усилиям с художниками-сюрреалистами, такими как Жан Кокто, Ман Рэй, Сальвадор Дали и Марсель Вертес, она смогла привнести энтузиазм и непосредственность в свои коллекции. Модернистские характеристики и авангардный стиль работы Скиапарелли должны были отражать их интересы. Ее простой и четкий дизайн хорошо сочетался с их современным стилем жизни в сшитых на заказ костюмах и вечерних платьях; и ее остроумная персона ценила оригинальные дизайны с вышивкой и дополнительными цветами, подходящими для активной клиентуры (Bryan 2010).

Скиапарелли была скорее художественным дизайнером, чем утонченным дизайнером, всегда цеплялась за идеи, но не выделяла стиль из своей одежды. По ее мнению, цели и дизайнера, и художника были равны, и что «одежда была местом для художественного самовыражения, а не средством для творчества кутюрье» (Martin, P.198). Отличительной чертой Скиапарелли была ее смелость мечтать, что позволило ей привнести в моду творения чистого, неразбавленного вдохновения.

Сильный интерес к необычным материалам держал Скиапарелли в авангарде дизайнерских инноваций. Она настойчиво подбирала для моды новые ткани, особенно ткани, созданные человеком, которые намеренно отличались от натуральных тканей. Ее использование целлофановых материалов, играющих на иллюзиях прозрачности («Торс», «Книжка с картинками»), и мягких материалов с жесткой визуализацией бросало вызов традиционным представлениям о свойствах материалов.

Сюрреализм в моде

В одном случае Скиапарелли заказала создание ткани для газетной вырезки, создавая парадокс между ожидаемой рябью и жесткостью газеты с мягкостью ткани. Она также разработала ряд аксессуаров, чтобы дополнить ее одежду; бижутерия, сумки в виде птичьих клеток и даже ожерелья из насекомых, истинный сюрреализм в моде. Скиапарелли не только стремилась использовать нетрадиционные материалы в своей одежде, она также ревностно принимала новые модные инновации своего времени.

Изобретенная в 1936 году, молния уже использовалась Скиапарелли в творческом смысле. Хотя мы можем взглянуть на шерстяное платье с застежкой-молнией и контрастными цветами и не увидеть в нем ничего удивительного сюрреалистического сейчас, в то время, когда оно считалось новым и смелым изобретением. В сезоне 1937-38 Скиапарелли «шокировала» мир своей курткой Жана Кокто (Martin, P.100). Куртка представляет собой иллюзию рук, сжимающих отходы, дополняемых профилем фигуры и каскадом волос вдоль стороны руки.

В типичном сюрреалистическом стиле это создает трение между фигурой на пиджаке и носящем, расстраивая попытку зрителя расположить части тела в соответствии с фигурой. В том же году также было создано культовое платье лобстера, вдохновленное Дали. Элегантное вечернее платье с гигантским лобстером. Омар был ярким примером сюрреалистического словаря форм, Дали использовал его как замену женских гениталий и сексуальности.

Сюрреализм в моде

Из всего творческого сотрудничества Скиапарелли именно Сальвадор Дали дал некоторые из самых творческих и необычных результатов. В 1936 году Скиапарелли и Дали подарили костюмы и жакеты с карманами с выдвижными ящиками, отражающими темы, преобладающие в искусстве Дали. В том же году они с Дали создали «Шляпу для обуви» (Martin, P.111), черную войлочную смесь в форме туфли на высоком каблуке с потрясающим розовым каблуком. В этих проектах Скиапарелли и Дали использовали идею смещения, когда объект выбирается, а затем удаляется из его обычного окружения.

Сюрреализм в моде

При этом они изменяют первоначальное назначение объекта. Та же самая сюрреалистическая идея перемещения также может быть замечена на примере другого их сотрудничества, «Шляпе баранины». С настольным костюмом, шляпкой и бараниной, Начало Второй мировой войны остановило работу Скиапарелли, которая после войны не вернется к тому же уровню изобилия, что и в прошлом. Ее слава была недолгой, но оставила длительное влияние как на искусство, так и на моду.

Возможно, наиболее важным наследием Скиапарелли было привнесение в моду игривости и ощущения «что угодно». Она была художницей в мире моды, а не дизайнером, вовлеченным в эволюцию дизайна. Пионер, чье вдохновение и слияние искусства, сюрреализм в моде изменили одежду, способную стать искусством, что позволило ей стать не просто одеждой.

Сюрреализм в моде: Виктор и Рольф

История Viktor & Rolf началась в 1993 году с пары двух голландских выпускников, С тех пор они стараются стирать грань между искусством и модой. Благодаря раннему внедрению в европейских галереях Viktor & Rolf быстро завоевали репутацию высококлассных концептуальных дизайнеров, которые создавали образы и идеи, а не коммерческую моду (Evans C. and Frankel S. 2008, P10). Хотя в начале они были известны удивлением модной прессы, Виктор и Рольф в 2000 году перешли от высокой моды к готовой одежде.

Сюрреализм в моде

Подобно концептуальному искусству, концептуальная мода включает в себя произведения, в которых концепции и идеи имеют приоритет над традиционными эстетическими и материальными проблемами. Помимо самой одежды, концептуальная мода была отмечена радикально новыми торговыми площадями, экспериментальными показами мод и авантюрными издательскими предприятиями. Все из которых были проиллюстрированы в работах и методах Виктора и Рольфа; их перевернутый магазин в Милане, показательные подиумные представления и проекты для «miro-zines», таких как Visionaire.

Для Виктора и Рольфа кутюр – это художественная среда и площадка для выражения идей. Они – инновационные дизайнеры, которые делают изысканные и технически удивительные предметы одежды, но в то же время они являются комментаторами своей собственной индустрии. Это, вероятно, наиболее очевидно в их ранних инсталляциях галереи, поскольку многие из них были памятны критическими замечаниями и комментариями по поводу сложности проникновения в индустрию моды.

Первая коллекция парных платьев большого размера выразила их чувство мелочности в угрожающем мире парижской моды. Внутренние ссылки на саму индустрию можно также увидеть в том, как Виктор и Рольф использовали ткани с тиснением Ив Сен-Лоран и отдавали дань уважения культовым силуэтам Шанель, Баленсиага и Сен-Лоран в их коллекции «Черная дыра». Совсем недавно их коллекция «Fashion Show» представила свое мнение о важности самого показа мод для индустрии.

Одежда для этой коллекции была накинута на леса и точечные светильники, которые носила модель в сюрреалистическом сочетании жестких металлических рам и мягкой струящейся ткани. В течение первых нескольких лет своей карьеры Виктор и Рольф в основном демонстрировали свои работы с помощью инстилляций в художественной галерее. В 1998 году на Парижской Неделе моды состоялся их первый показ мод, хотя и без одобрения регулятора высокой моды.

Однако даже тогда их работы почти не существовали вне рамок показа мод. Как пишет один журнал, «их платья имеют тенденцию переходить прямо с подиумов в художественные музеи, а не в шкафы» (Tuner J. 2000). Практически виртуальный характер их одежды не позволил им изначально получить доступ к синдикалу Шамбре. Несмотря на то, что они не соответствовали требованиям Chambre, именно их успех в модной прессе и журналах в конечном итоге принес им уважение и признание.

Посредством имитации появления в индустрии моды через медиа-каналы Viktor & Rolf смогли сделать это по-настоящему. При этом они также обнаружили растущую важность изображений в обществе, которое становится все более богатым средствами массовой информации. Они столкнулись с философией, согласно которой наше восприятие реальности формируется образами и что иллюзия стала новой формой реальности, полагая, что «мода не должна быть чем-то, что люди носят. Мода – это еще и образ» (Gan S. 2001).

Сюрреализм в моде

Сюрреализм в моде воплощен в их коллекции Осень / Зима 2002-03 с надписью «Bluescreen». Модели, одетые в синие цвета, были записаны с помощью видеокамеры, а затем изображение проецировалось на большие экраны. На экране городские и природные ландшафты были перенесены на синие области с использованием метода киноиндустрии для создания специальных эффектов.

Инновационная и часто диковинная одежда, созданная Виктором и Рольфом и дополненная сюрреалистической сценической модой, показывает, чем они были представлены в их коллекции «Атомная бомба» сезона осень / зима 1998-99. Дуэт слил силуэт грибных облаков с человеческой формой, устанавливая шелковую прокладку, чтобы надуть одежду. За темой шоу в стиле апокалипсиса последовали модели, выставляющие напоказ одинаковые наряды, но с удаленными имплантатами, чтобы показать изящную драпировку одежды. Они использовали похожую дихотомию в своей коллекции «Upside Down» весной / летом 2006 года, демонстрируя предметы, которые можно носить снизу вверх или снизу; представлены на подиуме в одну сторону, а затем в другую.

Применяя те же сюрреалистические рассуждения, само шоу было представлено полностью задом наперед. Возможно, одно из самых запоминающихся шоу Виктора и Рольфа было для их коллекции «Русская кукла» сезона осень / зима 1999-2000. Шоу было скорее перформансом, в котором участвовала только одна модель, которая была одета по одному в слои платьев высокой моды самими дизайнерами. В результате получился эффект обратной куклы Мартрешки. Это увлечение куклами было распространено на протяжении всей их карьеры, начиная с создания миниатюр «Запуск» в 1996 году и до их последнего предложения в лондонской галерее искусств Barbican.

Доказывая, что их переход на более коммерческие рынки не уменьшил привязанность дуэта к сюрреализму, экспозиция «Барбакан» 2008 года состоит из гигантского кукольного домика, в котором живут 55 кукол, одетых в миниатюрные наряды Виктора и Рольфа, демонстрирующие их 15-летнюю карьеру, метко названную «Дом Viktor & Rolf». В 2004 году дуэт выпустил парфюм под названием «Цветочная бомба» и в сюрреалистическом стиле упаковал его в бутылку в форме гранаты. В дополнение к этому была коллекция одежды с чрезмерным использованием больших бантов и лент.

Пристрастие Виктора и Рольфа к сюрреалистической идеологии перемещения объектов может быть подтверждено коллекцией одежды «Колокольчики», вышитой медными колокольчиками, а также использованием подушек и стеганых полотен в их интимной коллекции «Сказка на ночь», так проявляется сюрреализм в моде. Виктор и Рольф не только опираются на идеологии движения сюрреализма, но и их работы также вдохновляют другие художники-сюрреалисты. Постоянно присутствующая черта средневекового карнавала была ярко выражена в их коллекции «Арлекин» весны / лета 2008 года.

Предметы одежды демонстрировали ссылки на commedia dell’arte, тему, которая когда-то была принята королевой сюрреалистической моды Эльзой Скиапарелли (Эванс С. и Франкель С. 2008, стр. 16). Мотивы скрипок, украшающих платья, отдали дань уважения сюрреалисту-фотографу Мэй Рэй и его знаменитому образу Le Violon d’Ingres. Несмотря на то, что они не известны как сюрреалистические дизайнеры, характеристики сюрреализма явно проявляются в проектах Виктора и Рольфа.

Они использовали сюрреалистические методы, такие как перемещение объектов, манипулирование человеческой формой и слияние реального и воображаемого в качестве инструментов для своих собственных концептуальных идей.  Как и их предшественники, такие как Эльза Скиапарелли, они используют эти методы для создания инновационных и «шокирующих» предметов одежды, зачастую более сродни искусству, чем готовой одежде.

Сюрреализм в моде: Продолжительное влияние сюрреализма на моду

Когда сюрреализм пришел в моду, он был со страстью, поглощая искусство моды с энтузиазмом, который никогда не уходил. Со временем идеи о представлении моды в журналах, витринах и одежде развивались, но сюрреализм остается любимым искусством моды.

Сотрудничество между художниками и дизайнерами позволило моде продвигаться вперед беспрецедентными способами, впервые предложенными такими, как Дали и Эльза Скиапарелли, и демонстрируемыми в современной моде такими, как Виктор и Рольф.

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШИ НОВОСТИ

Введите ваш E-Mail:

Delivered by FeedBurner

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (9 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Hide picture