Мода 20 века была разнообразной и временами непредсказуемой. Это тяжелое и кровавое столетие, изобилующее войнами, в том числе, двумя мировыми, диктатурами на всех континентах и кризисами, тем не менее, было наполнено красотой, инновациями и модными решениями и открытиями.
Мода 20 века. Под знаком модерна (рубеж девятнадцатого и двадцатого веков примерно до 1908 года)
Стиль модерн, который доминировал в искусстве того периода, сильно повлиял на женскую моду и стилизацию всей женской фигуры. Делались попытки сделать женщину похожей на мотивы, излюбленные модерном: гибкий длинный стебель, стройный лебедь, красочный павлин и легкая бабочка.
Таких эффектов удалось добиться за счет моделирования фигуры корсетом, кроя одежды, подбора тканей и их расцветки и соответствующей фурнитуры. У платьев и блузок были воротники-стойки, рукава с пышными формами и свободные бюстгальтеры; узкую талию подчеркивал широкий пояс, а юбка, плотно прилегающая к бедрам, расширялась внизу, как цветочная чашка, а сзади переходила в широкий шлейф.
Летнюю одежду и бальные платья шили из тонких прозрачных материалов приглушенных цветов, имитирующих цвета растений: белый, сиреневый, синий, зеленоватый, коричневый. Также были популярны полностью черные предметы одежды.
Женские наряды украшались кружевом, вышивкой, аппликациями и особенно блестящими стразами. Модными аксессуарами были: длинный узкий шарф из перьев страуса или петуха (боа) и большая шляпа с вуалью, щедро украшенная искусственными цветами.
В мужской моде также добивались эффекта стройности, но она не поддалась влиянию модерна. Повседневной одеждой служил костюм с однобортным длинным жакетом, жилеткой и узкими брюками темных тонов (из светлых тканей шили только летнюю одежду).
Обязательно были белые рубашки с жестким воротником, которые носили с достаточно широким галстуком или галстуком-бабочкой. Ежедневно использовались разные маленькие войлочные шляпы (летом также соломенные) и высокие цилиндры для вечерних нарядов (черный фрак).
В художественных кругах мужчины часто выделялись из традиционной моды тем, что носили широкую и длинную черную накидку, черную широкополую шляпу и рубашку с мягким воротником, окаймленным черным бантом.
Мода 20 века. Классицизм и ориентализм (ок. 1908-1914)
Реакцией на антинатуралистическую стилизацию женской фигуры в стиле модерн стал переход женской моды к классицизму и ориентализму. Обе тенденции успешно продвигал парижский портной П. Пуаре, который также избавил женщин от жесткого корсета.
Стиль классицизма отсылает к простоте греческих одежд или по образцу моделей древних империй. Платья имели высокую талию, большой вырез, короткие рукава и ниспадали к ногам прямыми вертикальными складками. Чаще всего их шили из легких тонких тканей. Также пропагандировались “греческие” прически с узлом из завязанных на затылке волос.
Восточные вдохновения проявились в основном в вечерних нарядах ярких насыщенных цветов, покрытых блестящей вышивкой, и аксессуарах, ассоциирующихся с экзотикой. У платьев были туники до колен, а их юбки, зауженные внизу, часто разрезались и драпировались.
С ними носили тюрбаны, украшенные перьями райских птиц или ювелирными эгретами. Из пушистых мехов шили широкие шали (палантины) с подкладкой поверх широких вечерних пальто. Только в это время сверху стали носить меховые накидки.
Женщины носили костюмы с длинными приталенными куртками и очень узкими юбками. Шляпы были огромных размеров и были очень богато украшены. Мужская одежда получила дальнейшее развитие, в основном из-за преобладания английской моды. В шерстяных костюмах темного цвета были жакеты разной длины и приталенные жилеты в тон.
С ними носили белые рубашки с низким воротником и галстуком. Брюки имеют складки и манжеты. Популярным головным убором стала шляпа борсалино с мягкими полями и изломанным верхом.
Мода 20 века. Военная революция (1914-1918)
Начало Первой мировой войны инициировало значительные изменения в политической, культурной и моральной жизни, которые отразились на моде, особенно на женской.
Условия войны вынудили дизайнеров и их клиентов ограничить декоративную и дорогостоящую одежду, а более активное участие женщин в профессиональной и общественной деятельности вместо мужчин привело к упрощению женской одежды.
Наиболее практичным оказался костюм, состоящий из маскулинизированного жакета с лацканами, подпоясанного поясом, с большими карманами (напоминающего форменный жакет) и расклешенной юбки, которая впервые в истории моды была длиной до щиколотки.
Его носили с рубашечной блузкой и маленькой скромной шляпкой. Повседневную одежду, лишенную украшений, шили обычно из скромных материалов: шерстяного трикотажа или льна “милитари” серо-зеленого или бежевого цветов.
Вечерние платья сохранили довоенный восточный стиль или имели форму кринолинов с очень широкими юбками.
Мужчины, если они не носили форму, довольствовались скромным гардеробом по довоенным образцам: костюм, пальто с меховым воротником, простая шляпа. Чаще появлялась функциональная спортивная одежда: куртки с поясом и карманами, брюки до колен или бриджи с высокими сапогами.
Их сопровождали бейсболки и практичные кожаные пальто или плащи из поплина, которые раньше использовались для езды на велосипеде или автомобиле.
Мода 20 века. Томбои и джентльмены (1918–1929)
После окончания войны, в “сумасшедшие” двадцатые годы, женская мода последовательно развивалась в сторону маскулинизации и функционализма. Прогрессивная эмансипация и влияние авангардных тенденций в искусстве (кубизм, конструктивизм) сделали тип “сорванца” (à la garçonne) или томбоя самым модным в середине 20-х годов прошлого века.
Парикмахер польского происхождения Антони Черпликовски продвигал короткие прямые волосы. Ведущий дизайнер этого периода — Г. Шанель (Коко) — женщинам, ведущим активный образ жизни, предлагала наряды с геометрическими линиями, заниженной талией и длиной чуть ниже колен: платье из двух частей — брючный костюм и костюм с пиджаком и узкой юбкой.
Она также создала неподвластное времени “маленькое черное платье” — послеобеденное простое платье из черной ткани. К маскулинизированной одежде подходила шапка, имитирующая шлем — каска (абажур), а оживляли женственные аксессуары: искусственные украшения, развевающиеся шарфы, тапочки на каблуке, украшенные аппликациями.
Только в вечерних платьях с большим вырезом на спине сохранилось восточное великолепие блестящих тканей. Подражая кинозвездам, женщины использовали яркий макияж — черные брови, темные веки и темно-красные губы.
В мужской моде доминирует образец английского джентльмена с короткой стрижкой и небольшими усиками, одетого в приталенный темный костюм с жилетом, белую рубашку с низким воротником и неброским цветным галстуком, прикрывающий голову шляпой или жестким котелком, который все еще оставался в силе. Праздничная мужская одежда была немного свободнее (без жилетки) и ярких цветов.
Растущая популярность спорта и мода на загар привели к появлению многих новых видов спортивной одежды — купальников, широких пляжных брюк и велосипедных шорт, а также коротких теннисных юбок для женщин, шерстяных жилетов, свитеров, блейзеров, лыжных штанов и коротких курток для обоих полов.
Мода 20 века. Довоенная элегантность (1929–1939)
После великого экономического кризиса 1929 года женская мода отступила от плоского и угловатого силуэта “раскрепощенного сорванца”. Вновь стали подчеркиваться ценности женственности: пышные волосы, круглый бюст, узкая талия, очертания бедер.
Их дополнением послужили прически из более длинных волос, уложенных волнами и завитками, а также новые стили одежды, облегающие и формирующие тело.
Наиболее популярными стали платья с расширенными плечами, узким лифом, заметной линией талии и слегка расклешенной юбкой, удлиненной до середины икры. В летнем варианте их шили из тканей в цветочек или в горошек, в более холодные дни — из тонкой гладкой шерсти.
Вечерние платья были длинными в пол, с большим вырезом, очень узкими или с широкой юбкой. Повседневные костюмы и пальто охотно носили с лисьим воротником через плечи, они были украшены крупными искусственными цветами или брошками.
Элегантные женщины вне зависимости от сезона не выходили из дома без шляпы, перчаток, шелковых чулок со швами и небольшой сумочки — все аксессуары подходили под цвет наряда.
Мужчины также адаптировали свой внешний вид ко времени суток и обстоятельствам. Рабочий костюм был выдержан в приглушенных темных тонах; на летнюю прогулку надевалась легкая или клетчатая куртка; вечерний наряд — черный смокинг или фрак.
Истинная довоенная элегантность требовала еще и ухоженной внешности (короткие волосы, гладко выбритое лицо, иногда с легкими усиками), безупречно чистой, выглаженной одежды и чистой обуви.
Мода 20 века. Тяжелые времена (1939–1947)
Годы Второй мировой войны не способствовали развитию моды. В сложных политических и экономических условиях одежда должна была быть, прежде всего, дешевой и функциональной.
Поэтому мужчины довольствовались довоенными костюмами и пальто, а также, поскольку правила уместности одежды не могли строго соблюдаться, они использовали спортивную одежду (брюки — галифе, рубашки без галстука) и излишки военной одежды или одежду, оставшуюся после демобилизации: куртки военного образца, брюки — галифе, обувь — сапоги).
Кроме военных головных уборов, они носили бейсболки или береты.
Женщины, которые выполняли мужскую работу и были вынуждены заниматься повседневной жизнью, носили скромную и практичную одежду. Они превратили мужские костюмы в костюмы с приталенным пиджаком с широкими плечами и узкой короткой юбкой.
Платья часто шили из нескольких комбинированных материалов и снаряжали большими карманами. Своими руками вязали трикотажные блузки, кофточки и жилеты. Они редко могли позволить себе новую шляпу, поэтому обычно носили платки, завязанные под подбородком, или тканевые тюрбаны, в которые заворачивали волосы.
Проблемы с покупкой обуви решались использованием деревянных подошв в тапочках в сочетании с остатками кожи или ткани; также были широко распространены сабо.
Большие сумки-кондукторы использовались не только для покупок, но и для ношения запрещенной прессы или оружия. Некоторые женщины заменили отсутствие шелковых чулок росписью ног.
Мода 20 века. Dior и рок-н-ролл (1947–1960)
Вопреки послевоенным лозунгам экономии и эгалитаризма, женщины ожидали от возрожденных домов моды предложения новой привлекательной одежды.
Первым на эти ожидания откликнулся Кристиан Диор, продвигавший в 1947 году стиль “New Look”, главной новинкой которого были очень широкие юбки, удлиненные до середины икры, узкие бюстгальтеры и короткие жакеты со скошенными плечами и туфли на высоком каблуке.
В последующие годы Dior продвигал одежду прямого силуэта, при поддержке Chanel стали популярными модели костюмов с элегантными аксессуарами (шелковые блузки, сумочки на цепочках, бижутерия). Цвета стали ярче, а рисунки тканей разнообразнее, появилось все больше и больше материалов из искусственных волокон (нейлона).
Незыблемые на протяжении нескольких десятилетий позиции французской моды “от кутюр” были потревожены молодежью. Американские подростки, а по их стопам и молодежь других народов стали одеваться иначе, чем взрослые: в красочную, удобную и дешевую одежду.
В то время в их гардероб входили хлопковые блузки и футболки, различные узкие брюки (в том числе и джинсы), откровенные бикини для девочек и летние рубашки с ярким рисунком для мальчиков.
В таких костюмах танцевали рок-н-ролл. Молодые сторонники экзистенциализма предпочитали черную одежду по своему настроению: свободные платья или свитера, которые носили с сознательным отречением.
Мода 20 века. Победа молодежи (1960–1970)
Выход на рынок моды молодых людей со своими потребностями и предпочтениями в отношении одежды означал, что известные дома моды переняли многие элементы молодежного стиля в своих ведущих коллекциях.
Широкое распространение получила длина мини, предложенная в 1965 году английским дизайнером М. Куант: платья и юбки до середины бедра трапециевидного кроя, сочетающиеся с геометрическими аксессуарами.
Колготки стали для них незаменимыми, а защиту ног должны были обеспечить сапоги до колен — сапоги или брюки, которые становились все более популярными среди женщин.
Для мальчиков образцом стала одежда участников молодежных музыкальных коллективов, особенно The Beatles.
Именно они ввели моду на длинные волосы, рубашки с рюшами, узкие и короткие жакеты, брюки-клеш и высокие каблуки с узкими носами. Взрослые мужчины в основном предпочитали обычную одежду, хотя чаще использовали спортивные куртки или цветные рубашки без галстука, а головные уборы обязательно заменяли различными кепками.
Мода 20 века. Вторжение экзотики (1970–1990)
Естественной реакцией на мини-юбку стала длина макси в женской моде, когда одежда доходила до середины икры или до пола.
Под влиянием движения хиппи родился живописный, романтический стиль с этническими узорами (в основном индийскими): струящиеся платья и юбки из хлопчатобумажных тканей с яркими цветами, вышитые блузки с оборками, связанные вручную шарфы, накидки, шляпы и т. д., объемные свитера, длинные дубленки.
В 1980-е годы японские дизайнеры (Kenzo, Yamamoto, Miyake) в Париже внесли в моду еще одно направление экзотики, соединив восточные традиции свободного покроя, многослойной одежды, монохромных цветов и сокращения орнаментов с европейскими элементами.
Их идеей были большие куртки и пальто с рукавами-кимоно, стеганые куртки, свободные брюки, широкие юбки разной длины.
В повседневном мужском гардеробе преобладали джинсовые брюки и джинсовые рубашки, спортивные костюмы, спортивная обувь (кроссовки). Большая часть молодежи предпочитала “свободную” одежду: вещи слишком большие, намеренно потрепанные, свободно лежащие.
Молодежные субкультуры подчеркнули свою идеологию своим внешним видом: панки облачились в черные кожаные наряды с металлическими аксессуарами и шокировали яркими прическами; скинхеды отличались бритыми головами, а поклонники хэви-метала представили свободные футболки с изображениями своих кумиров.
Мода 20 века. Декаденты конца века (1990–2000 гг.)
Вездесущий плюрализм повлиял на большое разнообразие как продвигаемых, так и принятых стилей моды, особенно женских. Костюм с приталенным пиджаком, шелковой блузкой и короткой юбкой или брюками стал почти униформой женщин, работающих на видных должностях.
Минималистический тренд предлагал одежду из натурального сырья, максимально упрощенного кроя и монохромной расцветки.
Его противоположностью стала мода на наряды фантазийного покроя из ярких блестящих тканей, дополненных великолепными украшениями и принтами. Удобная одежда и спортивная обувь неизменно пользовались популярностью в повседневной жизни.
Для мужчин хорошо сшитый шерстяной костюм с тщательно подобранными цветными аксессуарами по-прежнему оставался самой популярной одеждой. Помимо работы, большинство мужчин использовали разнообразную спортивную одежду, в которой все больше и больше внимания уделялось качеству сырья и качеству изготовления.
По-прежнему есть некоторая самобытность молодежной моды, более экстравагантная с точки зрения перерисовки форм, выбора аксессуаров или сочетания цветов.
В предложениях дизайнеров вошли элементы прошлых стилей, обычно так или иначе комбинируемые — настоящих новинок было меньше. Пока предсказания революционных изменений в одежде конца века и тысячелетия не сбылись — может быть, не раньше 21 века.