Томас Кук и первая железнодорожная экскурсия
Летним вечером 1841 года одному пешему путешественнику пришла в голову блестящая идея. Он направлялся на собрание трезвости в Лестере, когда подумал о железной дороге. Он понял, сколько времени можно было бы сэкономить, если бы люди могли ездить на поездах, что было недавним нововведением, а не ходить пешком.
На собрании он предложил, чтобы специальный поезд мог доставить его и его сторонников воздержания от алкоголя на следующее ежеквартальное собрание в Лафборо.
Имя этого человека было Томас Кук. Ему было 32 года.
Томас Кук. От озарения до компании Thomas Cook
Столяр-краснодеревщик по профессии, Томас Кук был баптистским проповедником. Все еще довольно религиозный, он был одним из многих, кто считал, что большинство социальных проблем его времени сводились к пьянству.
Идея заключалась в том, чтобы воспользоваться этой новой властью, чтобы помочь распространить информацию о социальных реформах. Другие сторонники на собрании были полны энтузиазма, поэтому Томас Кук обо всем договорился с секретарем Мидлендской железнодорожной компании.
Туристическая компания Thomas Cook была основана в июле 1841 года и начала свою деятельность с организации поездок на поездах по Великобритании из Восточного Мидлендса.
Родившийся в Мельбурне, Дербишир, Томас Кук говорил, что основал компанию не для того, чтобы зарабатывать деньги, однако в годовом отчете фирмы за 2015 год указано, что у нее 20 миллионов клиентов, 21 813 сотрудников и объем продаж в размере 7,8 млрд фунтов стерлингов.
История гласит, что Томас Кук, глубоко религиозный человек, шел из своего дома в Маркет-Харборо на собрание трезвости в соседнем Лестере.
Томас Кук, родом из Дербишира, переехал в Маркет-Харборо, чтобы работать токарем по дереву в 1832 году. Находясь там, он присоединился к прихожанам местной баптистской церкви и стал активно участвовать в пропаганде воздержания (практика употребления небольшого количества алкоголя или его полного отсутствия). 9 июня 1841 года он отправился пешком из Маркет-Харборо в Лестер (15 миль), чтобы посетить городское собрание Общества трезвости. По пути ему пришла в голову мысль:
“В моем мозгу мелькнула мысль — как было бы славно, если бы вновь развитые возможности железных дорог и передвижения можно было бы поставить на службу пропаганде воздержания”.
Идея, что поезда должны возить верующих на будущие собрания, была встречена с энтузиазмом другими членами общества воздержания, поэтому он приступил к переговорам о скидке с Midland Train Company. Он предложил нанять поезд и вагоны у Мидлендской железнодорожной компании, чтобы перевезти членов Лестерского общества трезвости на собрание трезвости в Лафборо в следующем месяце, и эта идея была воспринята с энтузиазмом.
После некоторых безумных приготовлений в следующем месяце он организовал поездку на поезде из Лестера на собрание трезвости в Лафборо. Стоимость проезда составляла шиллинг, и используя навыки ведения переговоров Томас Кук получил очень небольшую прибыль благодаря 500 приверженцам воздержания, которые проделали путь длиной в двадцать четыре мили. Родилось организованное групповое путешествие по Великобритании.
Итак, летним вечером июля 1841 года наконец-то состоялась первая в истории железнодорожная экскурсия. Вскоре новости распространились, и, в конце концов, 5 июля всего было около 500 пассажиров, каждый из которых заплатил по одному шиллингу за 12-мильный обратный путь в открытых вагонах.
Экскурсия отправилась со станции Кэмпбелл-Стрит в Лестере в Лафборо 5 июля 1841 года. Среди 485 пассажиров был семилетний сын Томаса Кука Джон Мейсон Кук. Группа путешествовала в открытых вагонах-ваннах в сопровождении оркестра.
После успешного дня маршей, речей, игр и чаепития в парке группа вернулась на вокзал Лестер в 22:30. История была сделана. Сегодня статуя Томаса Кука стоит возле железнодорожного вокзала Лондон-Роуд в честь этого знаменательного события.
На самом деле Томас Кук не организовывал “первую в истории железнодорожную экскурсию”. Его опередили на 2 года. Первая в мире железнодорожная экскурсия была организована в качестве сбора средств для церкви Гросмонт и проходила между Гросмонтом и Уитби в 1839 году. Сейчас это считается первой экскурсией в мире. Статуя Кука в Лестере была изменена, чтобы отразить это, добавив дополнительное слово.
Эта знаменательная однодневная поездка принесла Лестеру признание как “место рождения туризма”, поскольку именно из этих скромных корней развился совершенно новый вид туристического бизнеса.
Пол Смит, архивариус компании Thomas Cook, сказал: “Он был в этом проекте не из-за денег; во многом это была идея морального и социального улучшения. Идея Томаса заключалась в том, чтобы обратиться к железной дороге графств Мидленд и сказать, что, если они вдвое снизят цену, он может гарантировать, что будет путешествовать вдвое больше людей. Все это было связано с попытками договориться с поставщиками транспортных услуг, а затем и с отелями, чтобы предложить более низкие цены, чтобы больше людей могли путешествовать”.
Таким образом, можно сказать что первый в истории пакетный отпуск представлял собой поездку на поезде из Лестера в Лафборо в 1841 году. В тот день на борту было 500 пассажиров. И для большинства из них это был первый раз, когда они ехали на паровозе.
Люди толпились на улицах, заполняли окна и толпились на мостах по пути только для того, чтобы взглянуть на вагон, несущийся по рельсам на головокружительной скорости. А когда поезд прибыл в Лафборо, бесстрашных путешественников приветствовал духовой оркестр и возгласы ликующей толпы.
Томас Кук позже напишет об этом путешествии: “И таким образом был затронут лейтмотив моих экскурсий, и во мне выросла социальная идея”.
Путевка на 22 мили стоила шиллинг шесть пенсов — в то время примерно дневной заработок. Но в финансовом плане для мистера Кука ничего не стоило. Хотя он организовывал повторные поездки каждое лето в течение следующих трех лет, он не получал прибыли до 1845 года.
Через два месяца после первой поездки в Лафборо Томас Кук переехал в Лестер, где открыл книготорговлю и типографию на Кинг-стрит, 1.
В 1843 году Томас Кук и его семья переехали на Грэнби-стрит, 26-28 (известную как “Комнаты Кука”). Он использовал здание как гостиницу, читальный зал, типографию и кассу для экскурсий. Он станет его домом на следующие 10 лет.
В течение следующих трех лет Томас Кук организовал серию поездок между Лестером, Ноттингемом, Дерби и Бирмингемом от имени местных обществ воздержания и воскресных школ. Хотя эти поездки помогли заложить основы его будущего бизнеса, Кук мало заработал на них, если не считать печати плакатов и рекламных листовок.
После успеха этого раннего путешествия на пассажирском поезде Томас Кук вскоре понял, насколько выгодной может быть эта идея в гораздо большем масштабе. В 1845 году он организовал свою первую экскурсию для собственной выгоды, деньги явно не были проблемой для общества трезвости.
Это была поездка в Ливерпуль, который в то время считался очень привлекательным городом. Это были ворота в Новый Свет и очень близко к Уэльским горам. Томас Кук вскоре понял, что люди будут путешествовать, если есть что посмотреть, а в Уэльсе много замков и великолепных пейзажей.
Поездка на поезде из Лестера в Ливерпуль, стоила 15 шиллингов первым классом и 10 шиллингов вторым классом.
Далее дальновидный Том разработал 60-страничный буклет, описывающий важные вещи, которые люди увидят в путешествии, и многое другое в самом пункте назначения. Первоначально напечатанный для того, чтобы вызвать интерес, он стал путеводителем для пассажиров — дебютировал как праздничная брошюра, так и в качестве путеводителя.
Дальнейшие успешные поездки были совершены по всей Великобритании, и мотивированный Томас Кук начал планировать зарубежные поездки в Европу и за ее пределы.
Однако следующая большая поездка Кука на поезде была на Великую выставку в Лондоне в 1851 году. В 1850 году сэр Джозеф Пакстон, архитектор Хрустального дворца, и Джон Эллис, председатель железнодорожной компании Мидленд, убедили Кука посвятить себя привлечению рабочих из Йоркшира и Мидлендса в Лондон для участия в Великой выставке. 150 000 человек воспользовались его организованным транспортом, а его последние поезда на Выставку везли 3 000 детей из Лестера, Ноттингема и Дерби.
Успех всех этих начинаний настроил старого доброго Томаса на еще более амбициозные планы.
В 1853 году был открыт коммерческий и семейный отель Кука для трезвости и прилегающий к нему зал трезвости на Грэнби-стрит. Их соседями по обе стороны были пабы: “Голова Нага” с одной стороны и “Фургон и лошади” с другой, и Томас Кук часто конфликтовал с их владельцами.
В 1855 году в Париже впервые прошла Международная выставка, и Томас Кук воспользовался этой возможностью, пытаясь убедить компании, управляющие движением по Ла-Маншу, позволить ему уступки. Однако они отказались с ним работать, и единственным маршрутом, которым он мог воспользоваться, был маршрут между Хариджем и Антверпеном.
Томас Кук смог организовать грандиозное круговое путешествие, включающее Брюссель, Кельн, Рейн, Гейдельберг, Баден-Баден, Страсбург и Париж, с возвращением в Лондон через Гавр или Дьепп. Летом 1855 года по этому маршруту Томас Кук сопровождал своих первых туристов в Европу.
Эти туры продолжались и в последующие годы, а в 1863 году впервые были продлены на Швейцарию после достижения соглашения с Парижской, Лионской и Средиземноморской железными дорогами, и к концу сезона на его счету было более 500 туристов, посетивших страну. Его круговые поездки охватили почти все части сельской местности. Это, естественно, продолжилось круговыми турами по Швейцарским Альпам, а затем и по Италии.
Успех этих европейских туров привел к развитию двух важных систем путешествий: гостиничного купона 1868 г. (для оплаты проживания и питания за границей) и циркулярной ноты 1874 г. (форма дорожного чека, которая позволяла туристу получать местную валюту в обмен на бумажную банкноту, выпущенную Томасом Куком).
В 1864 году к Куку присоединился его 30-летний сын Джон. Г-н Смит утверждает, что именно сын Томаса Кука Джон был более “коммерческим” и позже “интернационализировал” компанию с офисами в США, Египте и Индии.
Он добавил: “[Томас Кук] был бы поражен и весьма удивлен тем, что его имя все еще существует и украшает все эти магазины, брошюры и самолеты, и я уверен, что он очень гордился бы своим участием в этом”.
С 1865 года все стало по-настоящему амбициозным.
К 1866 году Томас Кук лично организовал свое собственное турне по Америке. Опираясь на свои успехи в Европе, Томас совершил исследовательскую поездку в Северную Америку и создал систему туров, охватывающих 4000 миль железных дорог. Четыре года спустя, в 1869 году, он нанял два парохода и провел свою первую группу вверх по Нилу.
В 1869 году была создана компания Thomas Cook & Son, которая совершала поездки и экскурсии в такие экзотические и далекие места, как Каир, Стамбул (на Восточном экспрессе) и Александрию.
Однако кульминация его карьеры наступила в сентябре 1872 года. 26 сентября 1872 года Томас Кук отправился в свое первое кругосветное путешествие в возрасте 63 лет. В кругосветное путешествие он уехал из Лестера и пробыл вдали от дома почти восемь месяцев.
Томас Кук давно хотел отправиться “в Египет через Китай”, но такая поездка стала возможной только в конце 1869 года, после открытия Суэцкого канала и завершения строительства железнодорожной сети, соединяющей восточное и западное побережья Америки.
Томас Кук и его небольшая группа пересекли Атлантику на пароходе и проделали путь через Соединенные Штаты из Нью-Йорка в Сан-Франциско по железной дороге. Они путешествовали на тихоокеанском пароходе в Японию (первый в истории круиз?), затем через Внутреннее море в Китай, а затем посетили Сингапур, Цейлон и Индию.
Выйдя из Бомбея, они пересекли Индийский океан и проследовали через Красное море в Каир, откуда большая часть отряда отправилась обратно в Лондон. Однако сам Томас Кук отправился в продолжительное путешествие по Египту и Палестине и, наконец, вернулся домой через Турцию, Грецию, Италию и Францию после 222-дневного отсутствия.
Ничего себе, это новаторство для вас – было бы здорово повторить этот способ путешествия сегодня?
Возможно, гастроли Кука послужили источником вдохновения для Жюля Верна, опубликовавшего книгу “Вокруг света за 80 дней” в 1873 году.
Проведенное мировое турне быстро стало ежегодным, но многие дополнительные билеты были выданы независимым путешественникам, некоторые из которых путешествовали через Австралию и Новую Зеландию, а не через Китай и Японию.
Пока Томас путешествовал по миру, его сын, Джон Мейсон Кук, строил компанию у себя дома, переместив фирму в новый головной офис в Ludgate Circus в Лондоне. Джон, более коммерчески настроенный из них двоих, регулярно спорил со своим отцом о том, в каком направлении должна двигаться компания, и к 1878 году их партнерство закончилось.
С окончанием делового партнерства с сыном у Томаса появилось больше времени, чтобы посвятить свою жизнь Лестеру, и он построил свой дом престарелых “Торнкрофт” по адресу 244 London Road. В 1877 году он был одним из основателей компании Leicester Coffee and Cocoa Company Ltd., которая открыла в городе 14 кофеен и какао-баров, чтобы обеспечить альтернативу пабам.
Хотя теперь они имеют альтернативное использование, многие из этих зданий все еще сохранились, в том числе кофейня Victoria (38 Granby Street), кофейня East Gates (12-14 East Gates) и кофейня High Cross (103-105 High Street).
Оба Кука умерли в 1890-х годах, но компанию унаследовали трое сыновей Джона.
Томас умер в 1892 году в глубокой старости в возрасте 83 лет, но к тому времени компанией управляли его сын и внуки.
Томас Кук был похоронен на кладбище Велфорд-роуд вместе с женой и дочерью. Джон Мейсон Кук продолжал укреплять бизнес, открыв новые офисы в Лестере в 1894 году. Здание Томаса Кука по адресу Gallowtree Gate, 5 было задумано как праздник компании с изразцовыми фризами на его фасаде, рассказывающими историю первых 50 лет компании “Томас Кук и сын”.
К тому времени компания Thomas Cook запустила услуги по обмену иностранной валюты, дорожные чеки, комплексные пакеты, продажу авиабилетов и подробные путеводители по странам, продолжая устанавливать стандарты, которым должны были следовать другие.
Джон Мейсон Кук умер всего через семь лет после своего отца в 1899 году. Многие предметы, которые он приобрел в своих путешествиях за эти годы, были переданы Городскому музею (ныне Лестерский музей и художественная галерея). Бизнес был унаследован тремя сыновьями Джона, и в первой четверти 20 -го века фирма Томас Кук и сын доминировала на мировой туристической сцене.
После выхода г-на Кука на пенсию компания передавалась от сына к внукам, а в 1928 году перестала быть семейным бизнесом. С этого момента он пять раз переходил из рук в руки, среди его владельцев были бельгийский железнодорожный оператор, немецкий банк и даже британское правительство.
Появление самолета помогло компании стать одним из первопроходцев страны в области путешествий в отпуск, а в первой четверти 1900-х годов она была мировым лидером.
В 1927 году они организовали первое личное воздушное путешествие из Нью-Йорка в Чикаго для знаменитого боксерского поединка Демпси-Танни в супертяжелом весе.
Год спустя в компании доминировало железнодорожное сообщение, так как семейный бизнес был продан французской компании Compagnie Internationale des Wagons-Lits et des Grands Express Europeens.
Должно быть, это была какая-то визитная карточка! Новые владельцы управляли такими культовыми паровозами, как Orient Express, Golden Arrow, Bombay Express, Etoile du Nord и Peninsular & Oriental Express.
После Второй мировой войны идет следующее железнодорожное сообщение. Компания Thomas Cook была национализирована лейбористским правительством Клемента Эттли и стала частью недавно созданной британской транспортной холдинговой компании, предшественницы British Rail. Другие компании включали Great Western, Southern, London & North Eastern и London, Midland & Scottish Railway.
Так продолжалось до 1972 года, когда компания Thomas Cook снова была приватизирована.
Европейское расписание поездов Томаса Кука (навсегда ласково известное как TC) остается для многих путешественников второй любимой книгой (после атласа мира), поскольку она содержит не только подробности о поездке на поезде по Европе, но и за ее пределами, а также подробности о поездках на пароме.
На самом деле эта книга содержала мечты, возможности, удивление и волнение в сердцах тысяч путешественников.
Как добраться из Парижа в Афины на поезде? Проконсультируйтесь с TC, а затем представьте, что по пути вы останавливаетесь в Страсбурге, Берлине, Праге и Софии.
Или как насчет поезда до Милана, потом до Рима, потом до Бриндизи, затем на пароме до Патры и до греческой столицы, пересекая по пути легендарный Коринфский канал. Звучит захватывающе?
TC публиковал расписание с 1873 по 2013 год с перерывом только на Вторую мировую войну. Спустя 140 лет они, к сожалению, прекратили выпускать свою книгу снов после более чем 1500 изданий, но, к счастью, с марта 2014 года мантию взяла на себя компания, управляемая бывшим членом руководства TC Publishing.
Компания Томас Кук. Тяжелые времена
В 2019 году компания Thomas Cook обанкротилась. В мае компания сообщила о долговом бремени в размере 1,25 миллиарда фунтов стерлингов и предупредила, что политическая неопределенность, связанная с выходом Великобритании из Европейского Союза, подорвала спрос на летние каникулы. Волны жары за последние пару лет в Европе также вынудили многих людей оставаться дома, в то время как более высокие расходы на топливо и отели повлияли на туристический бизнес.
Компания была внезапно закрыта 23 сентября 2019 года из-за того, что у нее закончились деньги после последней неудачной попытки рекапитализации. Это привело к беспрецедентной репатриации 150 000 отдыхающих по всему миру. Многие клиенты столкнулись с трудностями при возврате средств за бронирование.
Обсуждая крах Томаса Кука с BBC, бывший управляющий директор Monarch Тим Джинс сказал, что у Томаса Кука была “аналоговая бизнес-модель в цифровом мире”.
Этот олдскульный образ мышления был серьезным минусом для Thomas Cook, когда дело доходило до реакции на действия конкурирующих авиакомпаний. Рост высококонкурентных бюджетных авиакомпаний (лоукостеров) по всей Европе был большой занозой в боку Thomas Cook, к которой ей так и не удалось полностью приспособиться.
Кроме того, такие приложения, как Airbnb, переманили значительный объем заказов у Thomas Cook, поскольку клиенты стали бронировать жилье самостоятельно, а не прибегать к помощи турагента. По мере того, как клиенты отказывались бронировать турпутевки Thomas Cook, в подразделении авиакомпании также наблюдалось снижение числа пассажиров и прибыли.
Постепенное снижение количества бронирований, сделанных через турагентов, ударило по бизнесу во всей отрасли. Но, к несчастью для Thomas Cook, у нее не было большого количества ценных активов, которые можно было бы продать.
Можно подумать, что самолеты — это просто активы, которые можно продать, чтобы получить большие суммы денег. Но Томас Кук арендовал все свои самолеты и не владел отелями. Это означало, что, когда пришло время сворачивать бизнес-операции, возможности компании по привлечению капитала были сильно ограничены.
Онлайн возрождение
Спустя почти год после того, как Thomas Cook Group рухнула с потерей тысяч рабочих мест, бренд был возрожден для нового онлайн-турагента.
После провала имя Thomas Cook было куплено его бывшим крупнейшим акционером, китайской туристической группой Fosun, за 11 миллионов фунтов стерлингов.
После того, как первоначальный бизнес рухнул в сентябре 2019 года, несколько преданных своему делу бывших сотрудников решили, что наследие Томаса Кука обретет новую жизнь.
Два месяца спустя Fosun Tourism Group, владельцы Club Med, выкупили бренд Thomas Cook вместе с неповторимым логотипом Sunny Heart — символом радости и счастья и важной частью идентичности бизнеса.
Эти бывшие сотрудники создали новое предприятие, которое воплощает в себе сущность самого человека, но в то же время совершенствует его с помощью новейших технологий. Потенциальным туристам было обещано, что клиенты нового Томаса Кука могут быть “уверены, что их деньги защищены” благодаря его “надежной финансовой структуре”.
Как и сам человек, Thomas Cook Group шла в ногу со временем. При жизни г-на Кука наблюдался рост популярности поездов и пароходов. И он принял обоих с энтузиазмом. Со временем компания сменила железнодорожные перевозки на автомобильные туры и пароходы на полеты, всегда находя новые способы помочь большему количеству людей открыть для себя мир.
Томас Кук был пионером беспроблемных путешествий. Он также был изобретателем удобных турпакетов.
Сегодня путешественник может отправиться с ними практически в любую точку мира, а теперь, когда предлагаются космические путешествия, кто знает, что будет дальше? Но все началось на маленькой дороге в 1841 году, когда у одного человека возникла идея.
Расписание поездов
Ежемесячное расписание европейских железных дорог состоит из более чем 500 страниц, содержащих расписание и другие важные сведения о более чем 50 000 поездов и паромов по всей Европе, отобранных экспертами.
Это важное издание для тех, кто путешествует по Европе по железной дороге или кому каким-либо образом требуется знание расписания поездов и маршрутов. Его покрытие обширно, от Великобритании и Ирландии на западе до России на востоке, и даже распространяется на всю Россию, включая Транссибирскую магистраль.
В каждом выпуске также есть один или несколько разделов “За пределами Европы”, охватывающих регионы за пределами континента. В сезонных летних и зимних выпусках есть фактически все разделы Beyond Europe, так что можно сказать, что расписание охватывает весь мир!
Расписание имеет давнее наследие: оно публиковалось туристической компанией Томас Кук в течение 140 лет между 1873 и 2013 годами, известное как Континентальное расписание, прежде чем оно было переименовано в Расписание европейских железных дорог.
В 2013 году компания Thomas Cook решила сократить штат и сконцентрироваться на своем основном бизнесе по организации туристических путевок, а права на публикацию расписания и сопутствующих товаров были приобретены Джоном Поттером из редакционной группы.
После небольшого перерыва публикация расписания возобновилась в 2014 году под руководством нового владельца, компании European Rail Timetable Ltd, в которой работает та же команда экспертов, хорошо разбирающихся в железнодорожных сетях по всему миру.
Ретро-маршрут
Путешественник сегодня все еще может сесть на поезд из Лестера в Лафборо, если он того пожелает. Если не будет непредвиденных задержек, поездка занимает всего около 13 минут. Однако изменился не только поезд. Большая часть ландшафта была изменена, появились современные дороги и здания.
До сих пор можно увидеть кроликов, бегающих по полям, дикие первоцветы, карабкающиеся среди кустарников вдоль железнодорожного полотна, и различных пасущихся животных.
Стоит остановиться в обоих городах, если у вас есть время, так как в каждом есть что посмотреть и чем заняться. Лестер, пожалуй, самый мультикультурный город Британии с огромным количеством музеев. Зоопарк Твайкросс и поле битвы при Босворте находятся неподалеку.
В Лафборо есть уникальный военный мемориал в Королевском парке, а Соар-Вэлли и Чарнвудский лес находятся “вниз по дороге” (или тропе).
Если вы хотите почувствовать, как могла выглядеть первая экскурсия Кука, совершите короткую прогулку от железнодорожного вокзала Лафборо до Большой центральной железной дороги. Это прекрасно сохранившаяся паровая железная дорога со станциями в Лестере, Ротли, Куорне и Вудхаусе и Лафборо. Пассажиры могут присоединиться к поездам на любой из этих станций.
Есть паровые и дизельные двигатели, которые работают по выходным в течение всего года и в будние дни в летние месяцы, а также в течение года проводятся особые периоды. Она еще не была построена до 1890-х годов, так что во времена Кука этой дороги не было. Но поезда не такие современные, как те, что мы привыкли видеть сегодня.
Томас Кук (1808-1892)
Томас Кук родился в Дербишире в 1808 году.
Его отец умер, когда ему было три года, и его мать снова вышла замуж.
В 10 лет он стал кормильцем семьи после смерти отчима.
В 17 лет он был официально крещен, а позже стал баптистским миссионером.
После путешествия по Ист-Мидлендсу, продавая Библии, он поселился в Ратленде и встретил свою жену.
Они присоединились к движению воздержания и организовали легендарную поездку на поезде в Лафборо.
Томас Кук умер в возрасте 83 лет в 1892 году, и компания перешла к его сыну Джону.