Киккский монастырь: Престол Богородицы на Кипре
Святой Киккский монастырь расположен в западной части гор Троодос, всего в 18 километрах от самой высокой горной вершины Кипра горы Олимбос. Он построен на высоте около 1200 метров, среди буйной растительности кустарников и деревьев, и собирает все необходимые условия для беспрепятственного посвящения монахов молитве и практике.
Полное название монастыря — “Святая базилика и Ставропигиальный монастырь Богородицы ту Кикку”.
Однако братство монастыря, насчитывающее 900 лет непрерывной жизни, не ограничивалось только своими религиозными обязанностями. Своей деятельностью она превратила Киккский монастырь в один из важнейших духовных центров Кипра. Киккский монастырь развил богатую национальную деятельность и внес большой общественный вклад, о котором все знают.
Все это во многом способствовало сохранению исторической памяти и православного сознания киприотов, переживших немало исторических потрясений и в ряде случаев находившихся под угрозой вымирания от многолетнего рабства и иноземных завоевателей, как христиан, так и нехристиан.
Монастырь Панагия ту Кикку, самый богатый и, по мнению многих, самый важный из примерно 50 монастырей Кипра, расположен в районе Маратас. Он построен на вершине горного массива Троодос, на высоте 1318 метров.
Это один из самых важных, а точнее самый важный монастырь на Кипре. Киккский монастырь – поистине исторический монастырь с богатой историей. В нем служил архиепископ Кипра Макариос III (первый президент Республики Кипр). Более того, его могила находится всего в 3 километрах.
Киккский монастырь. Церковь с крестом в основании
Святая базилика и ставропигиальный монастырь Панагия ту Кикку, как его полное название, является одним из трех крупнейших и наиболее исторических святых монастырей Кипра, принадлежащих Кипрской церкви. Его постройка относится к 11 веку и находится в одноименной точке в западной части гор Троодос. Киккский монастырь называется базиликой, потому что был основан на личный финансовый вклад византийского императора Алексея Комнина.
Что касается названия ставропигиальный, оно относится к чему-то, что многие не знают, не только для конкретного монастыря, но и для других. На его краеугольный камень был поставлен крест. Этот акт на языке управления Церкви означает, что монастырь является самоуправляемым, разумеется, в рамках всей Кипрской Церкви.
Что касается названия Киккос, то его происхождение неясно. В одном из представлений говорится, что это название связано с дикоорастущим кустарником, который назывпли κόκκος (зерно). Эта традиция связывает это имя с пением птицы.
Поэтому говорят, что в византийские годы птица бродила по окрестным горам и возвестила об основании монастыря. Текст песни был таков: “Κύκκου – Κύκκου το βουνί, μοναστήρι θα γενεί, μια χρυσή Κυρά θα μπει, και ποτέ της δεν θα βγει.” (“Кикку – Кикку гора, монастырь родит, войдет золотая Госпожа, и никогда не уйдет”). Имеется в виду, по преданию, Чудотворная икона Богородицы, хранящаяся там с XI века.
Термин Кикос / Киккос предполагает прилагательное Кикиотисса / Киккиотисса, которое сначала появляется как фамилия Богородицы. Одно из древнейших сообщений о Богородице с младенцем по имени Кикиотика (= Кикиотисса) находится на иконе из церкви Богородицы Кивоту в общине Агиос Феодорос Агроу. Изображение, похоже, относится к 16 веку.
Надпись Kykiotica также относится к переносной иконе Богородицы, происходящей из церкви Святого Креста в деревне Педулас, эта икона датируется первой половиной 16 века. Левая Богородица Киккотисса, которая происходит из церкви Агия Параскеви в деревне Мутуллас и хранится в музее святого монастыря Киккос, имеет надпись БОЖЬЯ МАТЬ Кикиотика и датируется 15-16 веками.
В том же музее есть правая Богородица, на котором есть надпись “Милосердная I Кикиотисса” и датируется концом 16 — началом 17 века. В церковном музее села Койлани хранится народная икона левой Богородицы с надписью “Богородица Кикосская”.
Этот тип Киккотиссской Богородицы происходит от господствующего мнения и, по мнению Костаса Константинидиса (“Сказание о Чудотворной иконе Киккского Милосердного”, Никосия, 2002), вероятно, из метрополии Греции, о чем свидетельствует аналогичный образ с Синая XII в.
Самое раннее толкование имени Киккос встречается в Сказаниях о чудотворном образе: “Икона Пресвятой Богородицы ν ἐν τῷ ὄρει τοῦ Κόκ<κ>ου”. Первое сочинение Повествования относится к 1421/22 году. Название Кок(к) горы, на которой построен монастырь, упоминается и русским монахом Барским по толкованию, данному ему монахами Киккоса в 1735 г.: версия птицы-кукушки, певшей по кругу, когда чудотворная икона была перевезена из Царьграда”.
Из написаний, которые были представлены выше (Кикиотика, Кикиотикка, Кикиотисса, хозяйка Кикоса), очевидно, что только Кикиотика и хозяйка Кикоса могут быть подлинными, а слова — это те, которые показывают у, т.е. Кикиотика и Кикиотисса. Известно, что v на месте а [i] (= ι, η) придает, согласно древнегреческому народному грамматическому понятию, престижность слова, так как преувеличивает и украшает его.
Так называемая лингвистическая эволюция Kokkos в Kykkos все еще является произвольной и преднамеренной, хотя на самом деле термин Kokkos был придуман для объяснения термина Kykkos с фонетическим изменением (o> y). Также удвоение k кажется разумным, так как некоторые слова, дошедшие до нас из древности, содержат два k (зерно, яма и т. д.). Поэтому приходится толковать гору или место с названием Кикос, где был основан монастырь.
Тип kikou является каузативом множественного числа, но интерпретация дается в именительном падеже единственного числа. Поэтому весьма вероятно, что гора или, точнее, место, где был основан монастырь, называлась Кикос.
Так как кикос слово идиоматическое и сохранилось только как название монастыря, его украсили буквами y и двумя k, для приобретения старины, чего обычно добиваются церковные круги.
К сожалению, на протяжении веков монастырь претерпел множество разрушений, в основном от пожаров, в результате которых не все его сокровища были сохранены.
Престол Девы Марии расположен к северо-западу от монастыря Панагия ту Кикку. Это место впечатляющей красоты, неприступная горная вершина высотой около 1450 метров. Район напрямую связан с монастырем Киккос.
Характерно, что Дева Киккосская в годы венецианского правления на острове, 1489-1571, называлась Девой Дождя. Поэтому отцы монастыря обратились к иконе Богородицы Киккос во время засухи. И они совершили не простое шествие, а шествие по горной тропе. Они подняли ее на вершину горы и посадили на деревянный трон, умоляя положить конец засухе. Отсюда и название места “Престол” Богородицы.
Киккский монастырь. История
Центром Святого монастыря Киккос является икона Богородицы, которая, как передается из поколения в поколение, является работой апостола Луки, написавшего ее при жизни Девы Марии. Святая икона также известна как Богородица Милосердия (источник милосердия).
На ней изображена Дева Мария, держащая Христа правой рукой. Лик Богородицы, написанный апостолом Лукой — это общеправославная святыня, и несколько икон во многих странах, таких как Греция, Россия, Грузия, Болгария, Египет и Эфиопия, посвящены Богородице Киккосской, что является знаком большого уважения, которым она пользуется среди православных народов.
Как гласит история, около 1100 г. н.э. Византийский полководец Кипра Мануил Вутомитис отправился на охоту, но заблудился в лесах Троодоса, которые в то время были очень густыми и изобиловали дикими и редкими зверями и птицами. После долгих скитаний он встретил старого отшельника Исаию, с которым очень плохо обращался, потому что подвижник, избегавший всего мирского, не желал служить ему и не отвечал на его вопросы.
Затем Вутомитис нашел обратную дорогу и вернулся в Никосию, где тяжело заболел. Он приписал свою болезнь тому, как обращался с Исайей, и немедленно послал своих слуг на его поиски. Когда его привели к нему, Вутомитис смиренно извинился перед старым монахом. Тогда отшельник вместо ответа помолился об исцелении владыки.
Вутомитис быстро выздоровел и пообещал Исайе, что даст ему все, о чем он попросит. Этот святой человек не нуждался ни в деньгах, ни в должности. Следуя божественному повелению, он попросил Вутомитиса принести ему из Константинополя икону Богородицы, одно из трех творений евангелиста Луки.
Византийский правитель колебался, опасаясь, что невозможно будет убедить византийского императора Алексея Комнина уступить хранящуюся во дворце Святую икону. Тем не менее он взял с собой Исайю, и они отправились в путь в король городов. Там они застали короля в великой печали, так как его единственная дочь была тяжело больна той же болезнью, которая поразила и Вутомитиса.
Именно тогда они предстали перед ним. Исаия молился Богу всеми силами души своей, и дочь императора была полностью исцелена. Затем они объяснили императору, что Божья воля состоит в том, чтобы перенести святую икону в горы Троодоса. Алексею Комнину было нелегко расстаться с драгоценной семейной реликвией.
Только когда его поразила болезнь, которая прежде поразила его дочь и Вутомитиса, он понял, что это было божественное повеление дать икону. Император также выделил необходимые деньги на строительство монастыря, в котором ее поместили, так как понял, что дать икону было божественным повелением.
Тогда Исайя с великой радостью перевез икону на Кипр, где народ встретил его с большим волнением и благоговением и прошел с ним от побережья до гор Троодоса. При их прохождении склонялись деревья, участвуя в приемных мероприятиях, а ракушки чудесным образом выходили из моря и сопровождали их.
Даже сегодня в лесистых районах Тиллирии можно найти склоненные сосны и морские раковины, единственные свидетели участия природы в приеме, который Кипр оказал иконе Богородицы. В это же время на остров прибыл Вутомитис, который передал Исайе императорские золотые слитки, провозгласившие Монастырь в Ставропигио, и определившие на его содержание доходы от деревень Перистерона, Милос и Миликоури.
Самое раннее историческое свидетельство о Киккосе содержится в документе 1136 года и связано с покупкой книги тогдашним аббатом Даниилом. Остальные сведения о первых годах жизни монастыря и обо всем византийском периоде происходят из ссылок в текстах более поздних лет. Хотя косвенные, эти свидетельства убеждают нас в его замечательном влиянии на тогдашнюю духовную жизнь этого места. Характерным признаком является житие икон с изображением Богородицы Киккской. Такие изображения сохранились до наших дней на Синае и в Нижней Италии.
Латинократия (1191-1571)
Во время латинской оккупации люди продолжали питать большую любовь к Киккосской Деве. Даже в венецианских документах Ее называют “Святой Девой Марией Дождя”, что указывает на Ее великую славу даже для неортодоксальных завоевателей. Святой Киккский монастырь приобрел такую известность и престиж, что после пожара 1365 года католический король Петр (1359-1369) пожелал его восстановить в благодарность своим подданным.
В конце концов, по его настойчивому требованию, расходы взяла на себя его жена Элеонора. В период латинского владычества Киккский монастырь сохранял и увековечивал традицию, греческий язык и историческую память, в основном через церковные тексты. В монастыре также была мастерская по копированию и украшению рукописей, продолжавшая византийское наследие.
Рукописный Псалтирь, хранящаяся ныне в Патриаршей библиотеке Иерусалима, является одним из наиболее убедительных свидетельств его духовной деятельности и достижений.
Хотя многие реликвии того времени были утеряны по историческим и другим обстоятельствам, его духовное влияние можно увидеть в иконах типа Киккотисса, которые были написаны между 13 и 15 веками и которые сохранились как на Кипре, так и в других местах, такие как иконы церкви Панагия Кивотос (13 век), расположенной в общине Агиос Феодорос в Агросе, церковь Агия Марина (15 век) деревни Калопанагиотис, что хранится в Византийском музее Фонда архиепископа Макариоса и церковь Богородицы Дексии (15 век) в Салониках.
Османское правление (1571-1878)
Мрачный период турецкого владычества подверг эллинизм Кипра серьезному испытанию. Завоеватель принес с собой совершенно чуждую кипрскому народу культуру, а также иную религию, которую намеревался навязать.
Для достижения своих целей он разместил на Кипре многочисленные вооруженные силы и создал мусульманские общины. Имея идеологическую подоплеку в исламе, Османская империя считала, что претендует на право дикой эксплуатации рабов, находящихся в состоянии духовной нищеты и находящихся под постоянной угрозой биологического вымирания.
В новых условиях единственной организованной силой и надеждой народа оставалась Церковь, защищавшая, укреплявшая и направлявшая его. Вклад в эту борьбу святого монастыря Киккос был огромен. Во время турецкой оккупации, когда религиозная вера отождествлялась с национальной идентичностью, Киккский монастырь защищал религиозную совесть, которая была волноломом исламизма, приводящего к тюркизации.
Тысячи паломников, невзирая на связанные с этим трудности и опасности, шли днями и неделями, чтобы добраться до места назначения, чтобы помолиться, попросить помощи у Святой иконы и в то же время набраться мужества и терпения, претерпеть страдания рабства.
Однако подворья монастыря были разбросаны по всему христианству, главными из которых были подворья Архангела в Лакатамии, Агиос Прокопия в Энгоми, Ксиропотамос в Пентагии, Агия Мони и Синти в Пафосе.
Вклад Священного монастыря Киккос не ограничивался вышеуказанной ролью.
В его среде культивировались искусство, агиография, резьба по дереву и письмо. Взгляните на коды, музыкальные рукописи, различные реликвии и документы, которые хранятся в монастыре, на остальной части Кипра, у частных лиц или в музеях, в библиотеках и архивах многих стран. Посмотрите на греческую школу, хотя и некачественную по сегодняшним меркам, которая действовала в монастыре с 18 века.
В этой школе, в которой преподавал и учитель рода Ефрем Афинянин, учениками были стажёры монастыря, а также другие юноши, которые после окончания обучения возвращались в места своего происхождения. Там, то ли в качестве жрецов, то ли в качестве учителей, они распространяли полученные ими знания.
Позже школа Киккоса превратилась в трехуровневую греческую среднюю школу. Многие из его учеников продолжили обучение в богословских школах Афин, Халки и Святого Креста в Иерусалиме. Их духовная работа – еще одно подношение монастыря.
Британское правление (1878-1960)
Смена режима 1878 г. и замена турецких завоевателей британскими колонизаторами была встречена с чувством эйфории греческим населением острова, считавшим, что “христианская и либеральная” британская администрация поможет положить конец страданиям нации и окажет помощь в духовном развитии.
Эти ожидания, однако, не оправдались, поскольку британцев интересовало использование острова для реализации своих политических, экономических и военных устремлений в более широком регионе Восточного Средиземноморья.
В этот период Киккский монастырь продолжал свою национальную, духовную и культурную деятельность с упором на борьбу за свободу. Первоначально политика представителей Киккского монастыря, как и Кипрской церкви, заключалась, с одной стороны, в сотрудничестве с новыми завоевателями для управления местом и создания общественных работ, а с другой – в динамичном требовании национальных и социальных прав народа.
Однако позже, когда стало ясно, что англичане не намерены покидать Кипр, эта политика изменилась, и Киккский монастырь стал одним из важнейших центров борьбы за национальную справедливость. Затем он финансировал значительными суммами кипрские миссии, которые в 1889, 1919 и 1929 годах направлялись в английскую столицу и ставили перед британскими колонизаторами вопрос о национальном восстановлении и различные другие вопросы.
В первые годы британского правления тогдашний аббат Герасим (1890–1911) стал активно участвовать в политике и с 1891 по 1901 год представлял народ в Законодательном совете, который функционировал как рудиментарный парламент, в обязанности которого в основном входили экономические вопросы.
Подобным образом действовали и некоторые другие члены братии монастыря, особенно те, которые были возведены на иерархические престолы. Среди них митрополиты Пафосские Епифаний (1890-1899) и Клеопа (1948-1951), знаменосец Октябрьского восстания 1931 года, впоследствии епископ Мареотидский (1940-1942), Александрийского Патриархата Дионисий Киккотис и архиепископ Кипра (1950-1977) Макариос. Примечательно, что в этот период в Кипрской Церкви также служили два епископа.
Выдающейся фигурой, безусловно, является Макариос III, который после своего избрания в 1950 году на архиепископский престол возглавил борьбу народа за свободу и сыграл ведущую роль в современной кипрской истории.
Макариос в качестве политического лидера возглавил национально-освободительную борьбу ЭОКА (1955-1959 гг.) за освобождение от английского правления. Киккский монастырь на протяжении всего своего существования был одним из главных источников финансирования и давал убежище партизанам как внутри монастыря, так и в примерно пятнадцати убежищах, построенных в окрестностях.
По этой причине британцы закрыли монастырь для публики с июня 1956 года по март 1959 года под предлогом того, что “они вне всякого сомнения были убеждены, что монастырь был главным спонсором ЭОКА”.
В годы британского правления в Киккском монастыре продолжала действовать Греческая школа для обучения молодых стажеров, многие из которых продолжили обучение в зарубежных университетах и получили широкое образование.
Игумены Герасим (1890-1911), Клеопа (1911-1937) и Златоуст (1948-1979), служившие тогда монастырю, были выпускниками богословия, как и многие другие кикдисты, чья работа отражает, в конечном счете, Киккский монастырь как единое место их покаяния.
Литературные достижения, например, епископа Мареотида Дионисия Киккотиса и архимандрита Иерофея Киккотиса († 1972) являются типичными примерами духовной деятельности киккотских монахов. Кандидаты в священники также долгое время посещали монастырскую школу с целью изучения церковного строя и византийской музыки.
Киккский монастырь помог им таким образом получить необходимую богословскую и энциклопедическую подготовку для выполнения своих обязанностей. Наконец, в 1949 году Киккский монастырь профинансировал создание Духовной семинарии “Апостол Варнава”, и с тех пор покрывает большую часть ее текущих расходов. Недавно Киккский монастырь покрыл расходы на благоустройство территории вокруг школы и отремонтировало ее здание, чтобы оно соответствовало современным функциональным требованиям.
За счет значительных денежных сумм монастырь Киккос также субсидировал работу начальных и средних школ, таких как Всекипрская средняя школа в 1893 году и Всекипрская теологическая семинария, действовавшая в Ларнаке с 1910 по 1932 год.
Подобные денежные взносы в кипрские школы время от времени вносились многими кипрскими монахами, например, в Панкипрскую гимназию Ойкономосом Киккосом и позже митрополитом епископом Пафоса Епифанием в 1890 году, а также архимандритами Панаретосом и Агатаггелосом в 1895 и 1896 годах соответственно.
Кроме того, киккотские монахи построили школы в местах своего рождения, как Макариос в Цакистре (1917 г.), Филофей в Галате (1919 г.), Клеопа в Полеми (1923 г.) и Епифаний в Миликури (1931 г.).
Примечательна и просветительская деятельность настоятеля монастыря Герасимоса, который в 1898 г. был председателем комитета, подготовившего программу для начальных школ Кипра на основе существующей в Греции. Впоследствии это было одобрено Советом по образованию и правительством и оставалось в силе до 1935 года. Герасимос также не преминул внести свой вклад в развитие спорта, предложив Ларнакской гимнастической ассоциации “Зенон” землю.
Во время британской оккупации Киккский монастырь играл ведущую роль во многих других секторах, таких как сельское хозяйство, где он был пионером в развитии лесоводства, садоводства и виноградарства. Постепенно его подворья превратились в образцовые сельскохозяйственные центры, откуда применяемые новые методы распространились на сельское население острова.
Интерес монахов монастыря, занимавшихся сельским хозяйством, был в основном сосредоточен на использовании сельскохозяйственной техники и более эффективных методов возделывания и сбора плодов, пришедших на смену устаревшим доселе приемам.
Например, из газетной статьи за май 1891 года мы узнаем, что Киккский монастырь был пионером в импорте молотильных машин и что такую машину он заказал у Сельскохозяйственной компании, после появления аналогичной у фермеров провинции Ларнака.
Вклад монастыря в благотворительные проекты также был заметен, когда он предлагал большие суммы денег, например, для помощи пострадавшим от больших наводнений, обрушившихся на город Лимассол в 1894 году.
От обретения независимости (1960 г.) до наших дней
Освободительная борьба кипрского народа привела к созданию в 1960 году Республики Кипр, которой в последующие годы предстояло пережить большие потрясения. Их трагическим концом стало турецкое вторжение 1974 года, повлекшее за собой оккупацию вторгшимися войсками 40% кипрской территории и изгнание двухсот тысяч человек из домов их предков.
В годы независимости церковь продолжала играть прежнюю ведущую роль в политических и общественных событиях края. Киккский монастырь не прервал традицию. Монастырь Киккос руководил борьбой за национальную справедливость, демократию и духовный прогресс. Киккский монастырь разработал многоплановый проект, который опять-таки охватил многие стороны социальных потребностей народа.
Немаловажной была и помощь, которую Киккский монастырь оказывал преследуемым турецкими войсками, искавшим в 1974 году защиты в горах Троодос. Он распахнул свои двери и принял тысячи беженцев, оказав им гостеприимство, комфорт и моральную поддержку.
В то же время Киккский монастырь вносил крупные суммы денег в соответствующие государственные фонды для финансовой поддержки и помощи беженцам, устраивал в своих помещениях школы для перемещенных лиц или духовные центры, такие как Высшая сельскохозяйственная школа Морфу, которая в течение нескольких лет после вторжения размещалась в районе Теологической школы.
Киккский монастырь стал финансовым помощником оборонного щита и финансовым подспорьем в усилиях по улучшению условий жизни солдат и выделил землю для создания лагерей Национальной гвардии.
Кипрская церковь в этот период продолжала играть такую же ведущую роль в политических и социальных событиях этого места, как и раньше. Примечательно, что первым президентом новообразованной республики (1960-1977 гг.) стал архиепископ Макариос III, который был киккским монахом.
Блаженный архиепископ Кипрский (1977-2006) Хризостом I и митрополит Киренийский (1974-1994) Григорий также происходят из монастыря Киккос, как и действующий настоятель монастыря, митрополит Киккский и Тиллирийский с 1984 года Никифор.
На протяжении всего этого периода Киккский монастырь вел борьбу за национальную справедливость, демократию и духовный прогресс, развернул многогранную благотворительную деятельность, которая охватывала многие аспекты социальных нужд народа.
Акцент был также сделан на сфере образования, где монастырь посвятил часть своих ресурсов основанию средних школ для мальчиков Киккоса в 1961 году и школ для девочек Киккоса в 1964 году. Кульминацией всей интеллектуальной деятельности стало награждение монастыря золотой медали Академии в 1971 г.
Деятельность монастыря Киккос в области благотворительности также была важна, например, он оказал гостеприимство и помощь сотням беженцев в 1974 году, а также внес крупные суммы денег в различные государственные фонды для их финансовой поддержки.
В настоящее время Киккский монастырь по инициативе своего настоятеля, митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора, все возрастающими темпами продолжает свою духовную, национальную, благотворительную и социальную деятельность.
Киккский монастырь пожертвовал большие участки земли для строительства школ, таких как начальная школа Македонитиссы и средняя школа Лакатамейя, субсидировал или взял на себя расходы на строительство дополнительных зданий в школах, таких как большой церемониальный зал в лицее в Высшем технологическом институте и лицее Киккос A, построил лаборатории, такие как специальная школа для детей с ограниченными возможностями, и учредил стипендиальный фонд, который поддерживает финансово неблагополучную молодежь для обучения в бакалавриате и аспирантуре.
Также, Киккский монастырь пожертвовал землю муниципалитетам для создания культурных центров и субсидировал создание инфраструктурных проектов в общинах острова, таких как детский сад в поселении беженцев Антуполис, детский сад в деревне Цери и молодежные центры в деревне Просигос.
Аналогичный проект был реализован в последние годы в районе Тилирии, например, при финансовой поддержке общины Като Пиргос для создания спортивных и культурных объектов, завершения строительства церкви Агиос Константинос и Елени, субсидирование археологических раскопок в районе “Авли”, Пано Пиргос и др., детского сада в деревне Цери и молодежных центров в поселении беженцев Лациа и в деревне Кампос.
Киккский монастырь также время от времени вносит значительные суммы денег на строительство приходских церквей в различных районах острова, таких как Агиос Николаос Энгоми, Агиос Пантелеимонос и Апостолос Маркос в Никосии, Апостолос Андреас в Никостарос, Никитариос, Никитариос Агия Марина и Агиос Георгиос, а также покрывает большую часть затрат на реконструкцию и создание инфраструктурных проектов в различных монастырях острова, таких как Агиос Георгиос Аламанос и Агиос Гераклидиос.
Это был также важный проект реконструкции в самом Центральном монастыре, где было отреставрировано здание монастыря, а его пространства были покрыты фресками и мозаиками, а также в подворье Святого Прокопия в Никосии и в заброшенной Метогии Арчи.
Киккский монастырь не преминул внести свой вклад в улучшение оказываемой медицинской помощи жителям острова и особенно находящимся в сельской местности, такой как покупка специального автомобиля для нужд службы крови, безвозмездно переданной Министерству здравоохранения и машина скорой помощи для Пафоса, которая была предоставлена больнице деревни Панагия.
Киккский монастырь также время от времени предлагал крупные суммы на закупку медицинского оборудования для нужд Никосийской больницы общего профиля и различных сельских медицинских центров, а также специализированного оборудования для Центра пересадки почки в Никосии.
Еще одним направлением современной деятельности Киккского монастыря является моральная и материальная поддержка православных патриархатов Ближнего Востока и Восточной Европы, а также миссионерских организаций Азии и Африки.
Финансирование ремонта Начальной школы Иерусалимского Патриархата в Палестине, где учатся дети арабоязычных православных региона, покрытие расходов на содержание грекоязычного отделения в Московской духовной академии и финансовая помощь, оказываемая Духовной семинарии Макариоса III в Кении, откуда выпускается местное духовенство Патриархии.
Особо следует отметить, что в контексте поддержки Александрийского Патриархата, который сегодня играет преимущественно миссионерскую роль, в 1997 г. по их покаянию и по настоянию их старца митрополита Никифора, состоялось приглашение киприотов для служения на различных миссионерских направлениях. Это митрополиты Зимбабвийские Серафим, Сергий Доброй Надежды и Афанасий Киренийский, экзарх Патриархии в России.
В дополнение к вышеперечисленному Киккский монастырь развил замечательную научную деятельность с Фондом культуры “Архангелос”, в который входят Центр изучения Святого монастыря Киккос, Центр сокровищ кипрско-греческого языка, Музей Святого монастыря. Большинство из этих центров размещены в отреставрированном подворье Архангела в Лакатамейе, за исключением музея, который расположен в здании, интегрированном в здание монастыря, в Центральном монастыре.
Центр исследований занимается распространением греческой письменности и к настоящему времени выпустил около ста независимых публикаций, связанных с кипрским монашеством и литературой, византийским искусством, музыковедением, агиологией, историей кипрского образования, кодикологией, палеографией и различными другими предметами.
У Монастыря также есть большая библиотека, включающая около 46 000 томов, а вторая, насчитывающая 20 000 томов, 3 500 из которых устарели, действует в Центральном монастыре.
Основной целью Центра кипрско-греческих сокровищ является сбор, хранение и сохранение письменных памятников греческого языка на Кипре с древности до наших дней, а также создание с помощью электронной лексикографии кипрско-греческого сокровища.
В ультрасовременном Музее монастыря представлены церковные предметы, старые карты, гравюры, древние предметы и многие другие экспонаты культурной традиции этого места.
Примечательно, что большинство из них находилось в монастыре, а часть остальных была в прошлом награблена из разных уголков Кипра и направлена за границу, откуда они были выкуплены на аукционах и возвращены на остров. Частью музея является хорошо оборудованная и укомплектованная персоналом Лаборатория технического обслуживания.
Следует также отметить, что столь же примечательной, как и вышеупомянутая научная деятельность, является работа, проводимая “Мировой религией и культурами”, которая также находится в Метохии Архангела и которая отличается проведением конференций и других мероприятий, вносящих вклад в межконфессиональное и межкультурное общение и сотрудничество.
Наконец, важна работа Киккского монастыря в области православной гимнографии со Школой византийской музыки, которая вместе со своими выпускниками способствует ее лучшему толкованию и распространению на острове.
За эту разнообразную работу настоятель монастыря, митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор, был отмечен муниципалитетом Афин в 2001 г. высшей наградой, а в июне 2008 г. и октябре того же года был удостоен звания почетного доктора кафедры пастырского и социального богословия Университета Аристотеля в Салониках и кафедры социальной теологии Национального и Каподистрийского университетов в Афинах соответственно.
Таким образом, очевидно, что Киккский монастырь и по сей день продолжает оставаться центром сохранения православного наследия этого места и вносить динамичный вклад в его культурное развитие.
Братство Святого монастыря Киккос сегодня состоит из 20 монахов и 2 стажеров. Настоятелем с января 1984 года является епископ Киккский Никифор, который является пионером в борьбе братства за то, чтобы Монастырь продолжал верно служить ценностям и идеалам эллинизма и оставаться центром сохранения православного наследия места.
В настоящее время, помимо своей многоплановой национальной и общественной работы, монастырь сосредоточил свою деятельность на укреплении духовных ценностей народа, возрождении его исторической и культурной памяти. Он пожертвовал большие участки земли для строительства школ.
Киккский монастырь построил мастерские со всем их оборудованием и предложил их нуждающимся, например, в специальной школе для детей-инвалидов, субсидировал или покрывал расходы на строительство дополнительных зданий в школах, таких как большой Церемониальный зал в старшем лицее Киккоу, школа в Пафосе, компьютерные центры в различных школах, таких как Педагогический институт, Лицей Киккос А и многие другие.
Киккский монастырь. Монастырский комплекс
Монастырский комплекс состоит из множества разнообразных архитектурных элементов, так как формировался без единого плана, в зависимости от потребностей и условий, а также финансовых возможностей. Его постройки относятся к разным эпохам. Центром комплекса является церковь, а вокруг нее построены различные составляющие ее части, такие как аббатство, синод, монашеские кельи, библиотека, музей, приемные залы, эфорат и многое другое. Посередине большой мощеный двор с колодцем.
Сегодня большинство монастырских помещений отреставрировано и украшено различными церковными изображениями. Большинство из них выполнены из мозаики, украшающей вход и стены внутреннего двора и коридоров таким образом, что они гармонично вписываются в архитектурное своеобразие пространства.
Святой монастырь Киккос празднует великие праздники Богородицы и особенно 8 сентября, когда Православная Церковь празднует Рождество Богородицы. В этот день тысячи паломников приезжают в исторический Киккский монастырь и участвуют в большом празднике.
Большинство из них размещается в новых общежитиях, которые вместе с несколькими другими зданиями были построены в последние годы рядом с монастырским комплексом, чтобы сделать пребывание паломников более комфортным, а также принять всех посетителей, которые тысячами поднимаются в монастырь во время всего года.
В окрестностях находятся также владения монастыря, такие как Базилика с церковью, посвященной св. Василию, Парадиз с церковью, посвященной апостолу Андрею, и Ампеликия с розой, из которой получается ароматная розетка.
Киккский монастырь. Здания
Монастырь Богородицы Ту Кикку, кажется, не был построен на основе определенного плана. Он был построен на разных этапах и в форме, которая соответствовала естественному грунту.
Нынешний вид монастыря таков: Крылья келий окружают 2 мощеных двора на двух разных уровнях с 2 входами. На нижнем уровне двор определяется с севера католиконом, с юга средним флигелем, с востока двухэтажным флигелем с восточным входом в монастырь “Като Камара”, а с запада цистерна, превращенная в музей.
На верхнем уровне, где расположен главный вход в монастырь, внутренний двор ограничен с севера средним крылом и с юга, востока и запада соответствующими крыльями. Арки создают аркады перед внутренними гранями зданий вокруг двора.
На первом этаже южное крыло состоит из келий, а на втором этаже находится библиотека монастыря. В западном крыле расположены кельи, Большой Синод и небольшая часовня, названная в честь святого Харалампия.
Среднее четырехэтажное крыло состоит из камер и складских помещений. В восточной части находятся банк, кухня и другие помещения. В восточном крыле рядом с католиконом расположены кельи на первом этаже, а на втором этаже аббатство с резным убранством.
Монастырь построен из необработанных местных камней и кусков черепицы. Корпус монастырских построек выполнен каменными арками, перекрытыми более новой двускатной крышей из железобетонной черепицы.
Католикон монастыря Киккос разделен на три прохода с арками. Центральный проход оформлен цилиндрической аркой, которая прерывается нижними арками.
Киккский монастырь. Храм
Храм был построен специально для размещения Святой иконы. Первоначально он был деревянным, как и все здание монастыря. Деревянные постройки благоприятствовали пожарам, которые в 1365 и около 1541 гг. нанесли большой ущерб. Таким образом, самые красивые фрески, которыми он был украшен, были утеряны.
После пожара 1541 года он был полностью отреставрирован, а вместо дерева использован камень. Однако позже, в 1751 и 1813 годах, вспыхнули пожары. Они повлекли за собой человеческие жертвы, сожгли его внутреннее убранство, монашеские кельи и общежития, уничтожили духовные подвиги и многовековые произведения искусства, обратили в пепел важные рукописи и исторические документы. Церковь была однонефной, но позже была преобразована в трехнефную.
Нынешняя архитектурная форма – базилика с куполом. Из трех проходов средний посвящен Деве Марии, правый — Агиос Пантес, а левый — архангелам Гавриилу и Михаилу.
Иконостас, как сообщает соответствующая надпись, был построен в 1755 году, то есть сразу после пожара 1751 года. И он, и иконы, находящиеся внутри храма, чудом уцелели от последнего пожара 1813 года. Знаменитая икона Панагия ту Кикку расположена в середине иконостаса, слева от красивых ворот и третья по счету.
Большинство икон выполнены в византийском стиле, а некоторые имеют явные элементы западного влияния.
К последним относятся иконы, написанные критским художником Иоаннисом Корнаросом (1745-1812) в конце 18 века.
Все церковное убранство завершают отдельные свечи, мануалы, паникадила исключительного русского искусства 18-19 веков и различная другая священная утварь и подношения по обету.
Пристройкой храма является колокольня. Она была построена в 1882 году, так как долгое время во время турецкой оккупации завоеватели не разрешали пользоваться колоколом. На ней 6 колоколов, а самый большой, сделанный в России, весит 1280 кг.
Киккский монастырь. Богородица Киккская
Об истории появления святыни в горах Троодос мы уже рассказали.
Икона была покрыта в 1576 году серебряной и позолоченной пластиной, а новое покрытие было сделано в 1795 году. Ее лицо закрыто и никогда не открывается, либо потому, что так хотел император Алексий, либо для того, чтобы вызвать большее уважение.
Характерно упоминание о том, что в 1669 году патриарх Александрийский Герасим осмелился поднять пелену, чтобы увидеть лик Богородицы, но за свой гнусный поступок был наказан и со слезами на глазах вынужден был просить у Бога прощения.
Русский монах Василий Барский, посетивший монастырь в 1735 году, пишет, что иноки являли икону только в периоды засухи и предварительно перенеся ее на соседнюю вершину, известную как “Престол”, где пели просьбу. Они сделали это, не видя Ее лица, которое смотрело на небо.
Народ очень любил святую икону. Существует бесчисленное множество народных песен, которыми он восхвалял Панагию Киккотиссу, и есть много исторических свидетельств о почестях, которые он воздавал ей во время процессий по всему острову. Такого же почета удостаивали святыню и верующие многих других областей, которые в прошлом совмещали свое паломничество в Святую Землю с посещением знаменитого монастыря.
Сегодня, конечно, когда современные средства передвижения облегчают и сокращают перемещения, количество паломников, посещающих Киккский монастырь, очень велико. В Монастырь съезжаются люди из разных уголков земли и обращаются к чудотворной силе Девы Марии, прося, то ли исцелиться, то ли черпать силы, чтобы справиться с жизненными испытаниями.
В церкви мы видим обетные подношения, которые свидетельствуют о чудесах Девы Марии. Например, кусок языка рыбы-меч, чтобы напомнить о спасении от утопления моряков корабля, борта которого были пронзены большой рыбой-мечом в 1718 году.
Чернокожий мужчина попытался проявить неуважение к иконе и у него отсохла рука, копия которой находится сегодня возле Святой иконы. В общем, все дани почестей рассказывают о соответствующих чудесах Девы Марии, многие из которых восхваляются в брошюрах, которые изредка распространялись различными лириками.
Силой святой иконы во время великой засухи шли дожди, бесплодные женщины рождали детей и исцелялись больные. В прошлом жители острова регулярно просили монахов Киккоса сопровождать перенос Иконы в свои деревни для освящения, так как считали, что одного Ее присутствия достаточно, чтобы покончить со смертью, эпидемией, чумой или любым другим бедствием. Но особенно святая икона ассоциировалась с засухой. Исторические источники фиксируют частые литургии и молитвы народа с просьбой заступиться, открыть небеса.
Во время турецкой оккупации люди по всему Кипру часто обращались за помощью к Святой иконе. Для вывоза и шествия Ее за пределы Монастыря требовалось специальное разрешение, для чего христиане подали соответствующее заявление. Однако османские официальные лица отреагировали, и христиане обратились к султану, чтобы получить необходимое разрешение, в виде указа султана, как, например, сообщает нам указ 1634 года.
Киккский монастырь. Святая икона и престол
На вершине горы к северу от монастыря находится “Престол Богородицы”. Раньше здесь стоял деревянный престол, куда клали Святую икону и молились Богородице, как это было сделано недавно, в 1990 году, из-за засухи. В 1935 году деревянный трон был заменен бетонным балдахином, который недавно заменили другим, большим и величественным.
Рядом с Престолом находится могила первого президента Республики Кипр архиепископа Макариоса III (1913-1977), который был членом братии монастыря.
Киккский монастырь. Музей
Музей Священного монастыря Киккос, отвечающий всем научным стандартам и международным стандартам, был открыт в мае 1998 года. В нем представлены церковные артефакты, старые карты, гравюры, древние предметы и многие другие экспонаты культурной традиции этого места.
Большинство церковных предметов, таких как облачения, иконы, книги и рукописи, находилось в монастыре, а некоторые из остальных были конфискованы в прошлом из разных частей Кипра и направлены за границу, откуда они были выкуплены на аукционах и репатриированы. Частью музея является Лаборатория по сохранению рукописей, икон и монастырских реликвий, где хранится богатая коллекция монастыря.
Выставочное пространство, в дополнение к научным стандартам, на основе которых оно должно было управляться, настоятель монастыря задумал как богато украшенное пространство, выражающее гламур и благородство Византийской империи.
Термин “Базилика” входит в официальное название Монастыря и связывает его непосредственно с императорскими дворцами Константинополя, местом, откуда Монастырь черпает свое основание и дарование, поскольку его основателем считается византийский император Алексий Комнин (1081-1118). С этими спецификациями проект музея был передан архитектурному бюро И. и А. Филиппоу. Полы музея были покрыты гранитом разных цветов и мрамором, а потолки покрыты ореховым деревом, украшенным резьбой по дереву и позолотой.
Индивидуальный мрамор с фигуративными символическими темами, резьба по камню и фрески усиливают убранство.
Вся атмосфера выставочного пространства, с богатыми материалами, соответствующим освещением, византийским музыкальным сопровождением, а также уникальными исключительными предметами, большинство из которых изготовлены из драгоценных материалов, золота, серебра, эмали, слоновой кости, шелка, пурпура, покоряют посетителя, помогая ему мысленно перенестись в старину и воссоздать в своем сознании славу и величие эллинизма и православия.
Выставочные площади музея расположены на северо-западе от существующего старого комплекса монастыря. Вход в музей находится с северной стороны верхнего двора монастыря.
От арочного входа, закрывающегося величественной четырехстворчатой дверью, вытянутая лестница поднимает посетителя в приемную Музея, где на заднем плане, в специально устроенном пространстве, находится магазин Музея, где посетитель имеет возможность приобрести различные сувениры (книги, слайды, открытки, копии экспонатов и т.д.)