История новогодней ёлки

История новогодней ёлки

История новогодней ёлки — описание, представление и интересные факты, связанные с ёлкой

История новогодней ёлки

Большие и совсем крохотные, ёлочки, ели и сосны — никто из нас не представляет Рождество и Новый год без ёлки. В предновогодний и предрождественский период хвойные деревья окружают нас на каждом шагу. Откуда появился наш обычай украшать елку?

Ёлка попала в Европу из Германии всего 200 лет назад. Однако мало кто действительно знает, откуда берется эта традиция. Какая история стоит за этим самым популярным новогодним и рождественским украшением? Судя по всему, история новогодней ёлки восходит к языческим временам.

Древние египтяне поклонялись богу по имени Ра, у которого была голова ястреба, и он нес солнце в виде пылающего диска в своей короне. Во время зимнего солнцестояния они наполняли свои дома зелеными листьями финиковых пальм как символом “торжества жизни над смертью”. Римляне праздновали Сатурналии в честь бога земледелия Сатурна.

Они знали, что солнцестояние означало, что фермы и сады скоро станут зелеными и плодородными. По этому случаю они украсили дома и храмы лиственным плющом и лавром. Кельты, в свою очередь, украшали их живыми ветвями падуба, что, по мнению друидов, означало вечную жизнь.

Дерево Иггдрасиль сыграло важную роль в скандинавской мифологии. В скандинавской мифологии это было “Страшное дерево” или Один. Имя Иггдрасиль буквально означает лошадь Игга или лошадь Одина, одно из его имен — Игг (Ужасный).

Это могущественное дерево обозначило так называемую ось мудни, то есть ось мира, с которой началась работа творения. Оно символизировало соединенные небо и землю. В современных скандинавских представлениях его часто называют священным ясенем, широкие ветви которого покрывают всю вселенную. Его ствол опирался на три корня: один через Асгард, второй через Мидгард, а третий через Нифльхейм.

Под корнем Асгарда находится священный Колодец Урд, который является резиденцией трибунала, где сидели боги. Над ним жили три Норны (Норнор), богини судьбы, плетущие нить человеческой жизни, эквивалент греческой Мойры. Они могли посылать кошмары и создавать руны. Они появлялись при рождении, но также могли перерезать золотую нить жизни, неся смерть. Колодец Урд был также источником силы дерева. Рядом было озеро, из которого норны черпали воду, чтобы поливать корень.

Под вторым корнем находился источник мудрости Мимира, а под третьим корнем в Нифльхейме находился источник холода Хвергельмира (Кипящего котла). Он охраняется Ивальди и его сыновьями, чья обязанность — защищать богиню Хель от штормовых гигантов. Говорят, что все холодные реки берут начало в этой весне, в том числе одиннадцать рек под названием Эливагар. Здесь же жил дракон Нидхоргг.

Посланник, белка по имени Рататоск, двигался по дереву (и, следовательно, между мирами). На вершине дерева сидел огромный орел, а на его лбу сидел ястреб. Своим порывом крыльев он заставил подняться ветры над мирами. Корни Иггдрасиля, проходящего через Нифльхейм, были пощипаны драконом Нидхёгг. Коза Хайдрун, также живущая на вершине дерева Иггдрасиль, съела его листья. Кору дерева ели четыре оленя, в том числе Двалин. Все три корня имеют для мира символическое измерение.

История новогодней ёлки
История новогодней ёлки. Один висит на Иггдрасиле, автор Дуг Ковач

Иггдрасиль не раз появляется в рассказах об Одине — боге неба, центральном боге этой мифологии. Один обладает истинной мудростью — чтобы овладеть ею, он повесился на дереве Иггдрасиль на девять дней, пронзенный своим копьем, таким образом выучив восемнадцать магических песен и двадцать четыре руны. Затем он принес в жертву один глаз, отдав его Мимиру в обмен на питье из колодца знаний.

Саксы-язычники поклонялись дубу Ирминсуль. Они считали, что он соединяет небо и землю. Древнескандинавская форма слова Ирмин была Йормун — одно из имен Одина, очень похожее на Игг. Следовательно, можно предположить, что Ирминсул был материальным образом дерева Иггдрасиль среди языческих саксов.

История новогодней ёлки. Славянское язычество

История новогодней ёлки. Пола́зник
История новогодней ёлки. Пола́зник

Но вернемся в те времена, когда богом было солнце. В конце зимы, когда день был настолько коротким, что жизнь практически умирала, все с нетерпением ждали момента, когда взойдет солнце и темнота начнет отступать. Когда жизнь вернется и природа возродится, и тогда земля начнет давать урожай. Ждали Щодре Годы.

Их нужно было праздновать долго и в соответствующей обстановке. Отпразднуйте уходящий год и уходящее солнце в самый короткий день и с радостью поприветствуйте этот новый год, который является воплощением Сварожица, чтобы наступающий год был щедрым, добрым к людям и животным и принес много урожая. Szczodre Gody – это застолья, игры, подарки для близких в виде пирожных, меда, вина и мяса. Праздники, во время которых нужно было есть и радоваться.

История новогодней ёлки. Дидух
История новогодней ёлки. Дидух

Итак, они были одеты по-разному. В углу, возле праздничного стола, ставили последний сноп урожая, обязательно колосьями вверх. Сноп у язычников назывался дидух (дед), это было место, откуда духи наших предков могли участвовать в пирах. Спустя долгое время после принятия христианства в сельских домах в основном жили дидуки, символизирующие изобилие, просящие другого, благодарность за урожай. Мы все еще можем видеть снопы в углах сельских комнат в Реймонтовских Хлопах, и это уже давно христианские времена.

Помимо дидуха к потолку подвешивали крючок — решето или соломенный щит, обвитый зелеными сосновыми ветками. На полу развешивались разноцветные цепочки, лепешки, яблоки, орехи и “миры” из цветных вафель. Это украшение часто называли фруктовым садом, считалось, что оно защищает от несчастий и болезней, приносит достаток, обеспечивает любовь и согласие в семье. Высохшие кормушки не выбрасывали — измельченные либо кладут в корм домашним животным, либо закапывают в борозду — на сбор урожая. На юге Польши обычай podłaników сохранился до конца 19 века.

История новогодней ёлки
История новогодней ёлки. Ёлка распространилась повсеместно довольно поздно, на рубеже XIX и XX веков

Ёлкой обычно была ель, которую хозяин приносил в канун Рождества. Считалось, что елку “украли” из другого мира, каковым лес и считался и она должна была принести “вору” удачу. Для верующих она стала христианским символом Райского Древа. Благодаря сохранению зелени даже зимой, она стала символом Христа как “дерева жизни”.

История новогодней ёлки с медведем на заднем плане

История новогодней ёлки. Медведь в ней тоже фигурирует
История новогодней ёлки. Медведь в ней тоже фигурирует

Существует также легенда горцев, в которой говорится, что создателем рождественской ёлки был… медведь. В день рождения Христа животные решили одарить младенца Иисуса. У медведя, к сожалению, не было подарка, поэтому он решил подарить небольшую ёлочку. Во время путешествия к месту рождения Христа дерево пропиталось водой и на нем образовались сосульки, которые в свете луны напоминали красивые украшения, а по горской легенде красиво украшенная рождественская ёлка стала символом рождения Господа.

“Так много легенд. Никто не знает, что произошло на самом деле, кто и зачем придумал дерево. Одно можно сказать наверняка: деревья всегда очаровывали людей как нечто волшебное и сопровождало различные важные события, такие как рождение, смерть и свадьба.”

История новогодней ёлки. Миссия святого Бонифация

История новогодней ёлки
История новогодней ёлки. Св. Бонифаций, обращающий германское племя Гессена, картина Эмиля Дёплера, 1905 год.

Это начало восьмого века нашей эры. Европа к западу от Рейна — христианская. Церкви и монастыри возникли там, где раньше существовала Римская империя. Но к востоку от Германии все еще существовали языческие племена, немцы, еще славяне и русины, на среднем юге современной Европы также не было христианской веры.

Отважные миссионеры отправились из Западной Европы, чтобы обратить язычников, в труднодоступные леса. Одним из них был английский монах Уинфрид, который принял имя Бонифаций в бенедиктинском монастыре. Хотя монашеские власти видели в нем учителя и организатора, он, с согласия самого Папы, намеревался обратить язычников к востоку от Рейна.

Как и многие миссионеры того времени, в своем служении он использовал древние языческие обычаи и символы, придавая им новое христианское содержание. Это сделало евангелизацию намного проще. Так, церкви часто строились в местах “святых” рощ, а празднование христианских праздников ассоциировалось с языческими традициями.

Германцы и славяне, как народы, живущие в дружбе с природой, придавали растениям и природным явлениям особые черты в соответствии с ее ритмом. Особенно великие деревья почитались как символы, места обитания, олицетворения самых могущественных богов. Бонифаций столкнулся с таким могучим дубом как символом величайшего бога.

После того, как дерево упало, оно разрушило всю священную рощу, осталась лишь небольшая вечнозеленая ёлочка, в которой Бонифаций явил вечный свет, любовь и силу Иисуса Христа, учение которого он проповедовал. Как нетрудно догадаться, Бонифаций вскоре умер мученической смертью, но с тех пор зеленая ёлочка стала неотъемлемым элементом истории христианства.

Легенда о Святом Бонифации ассоциируется с ёлкой. Святой Бонифаций — миссионер, обращающий немцев-язычников в христианство на территории сегодняшней центральной и восточной Германии. Точно неизвестно, когда он родился. Он родился между 672 и 675 годами нашей эры.

Он вырос в монастырях в Эксетере и Нурслинге, а позже стал главой монастырской школы в последнем. В 716 году он безуспешно пытался вести миссионерскую деятельность во Фрисландии вместе с Вилибрордом.

История новогодней ёлки. Святой епископ и мученик Бонифаций
История новогодней ёлки. Святой епископ и мученик Бонифаций

По возвращении на Британские острова он был избран аббатом Нурслинга. Он не принял сана и в 718 году отправился в паломничество в Рим. Получив благословение Папы Григория II, он начал миссионерскую деятельность. Он был одним из самых важных миссионеров и реформаторов католической церкви на северо-западе Королевства франков в начале VIII века.

В Германии его также называют апостолом немцев, хотя его деятельность была сосредоточена больше на создании церковной организации на в значительной степени христианизированной территории, а не на миссионерской работе.

В 732 году он был назначен архиепископом Германии. Затем он основал 4 епископства в Баварии, в том числе миссионерское епископство для славян в Зальцбурге. В 753 году он решил продолжить миссию Вилиброрда во Фрисландии. Видимо, однажды он срубил могучий дуб Донара (Тор), который германские гессенцы считали священным.

Падающее дерево уничтожило все кусты поблизости. Уцелела только маленькая ёлочка. “Эта маленькая елочка более мощная, чем ваш дуб. И она всегда зеленая, так же, как вечный Бог дает нам вечную жизнь. Пусть это напомнит вам о Христе” — сказал миссионер во время проповеди.

Неизвестно, как это было на самом деле. Спустя год после этого события св. Бонифаций умер от рук фризов, которые его обезглавили. Вскоре после этого он стал мучеником и стал святым, а также апостолом Германии. Позже эта традиция была забыта.

История новогодней ёлки. Истоки обычая

История новогодней ёлки
“Рождественская елка”. Альберт Шевалье Тейлер, 1911 г.

Существует множество теорий о происхождении обычая украшать ёлки. Самая старая информация о ёлке, украшенной к Рождеству, поступает из церковных проповедей 15-16 веков. В те времена жители Эльзаса клали в свои дома хвойные деревья и украшали их натуральными украшениями (яблоками, печеньем или бумажными украшениями).

Такие обычаи часто подвергались критике со стороны церкви, которая рассматривала их как языческие обряды. Даже в 16 веке украшенная рождественская ёлка была редкостью, которую можно было увидеть только в более богатых домах. Со временем обычай украшать ёлку на Рождество набирал популярность.

Новогодняя ёлка документированно появляется в начале 15 века. Члены Братства подмастерьев-пекарей поместили ее в больницу св. Духа во Фрайбурге. А потом украсили пряниками, вафлями и фруктами. Начало не было популярным, её видели только в более богатых домах.

Самые старые упоминания об украшенном дереве на Рождество происходят из Эльзаса, на границе сегодняшних Германии и Франции. Упоминаются хвойные деревья, украшенные райскими яблоками, орехами и бумажными орнаментами. Эти источники происходят в основном из церковных проповедей 15 и 16 веков, в которых этот обычай подвергался критике как языческий.

История новогодней ёлки
История новогодней ёлки. “Радостное Рождество”. Вигго Юхансен

В 1604 году теолог Дангауэр упрекнул с кафедры, что “среди разной рождественской ерунды есть и рождественская ёлка”… Тем не менее, украшение ёлки во время рождественских праздников становилось все более популярным. Большим сторонником этого обычая был Мартин Лютер, который рекомендовал проводить праздник в уединении своего дома.

Так новогодние ёлки быстро стали популярными в протестантской Германии. Древнейшим свидетельством этой традиции является гравюра Лукаша Кранаха Старшего 1509 года. На ней изображена украшенная свечами ёлка, изображающая небесное древо жизни. Она также должна была приносить надежду и символизировать вечно возрожденную жизнь.

Священнослужители начали сажать зеленые деревья в своих домах и украшать их. Яблоки напоминали нам о первородном грехе, а также были символом плодородия. Их вешали не только на ёлки, но и украшали ими свадебные прутья.

Были также свечи, символ Света миру, то есть Христа. Они также должны были отводить недружелюбные взгляды людей (злые чары). Зажигание ёлки предотвратило доступ злых сил. В зависимости от региона на деревьях развешивали разные украшения. В дополнение к яблокам, среди прочего были орехи, печенье, домашняя колбаса, а также украшения из соломы и бумаги ручной работы.

Бумажные цепи напоминали рабство грехом, но, например, в нестабильные времена они имели значение политических оков. Колокола означают хорошие новости и радостные события. На вершине дерева была Вифлеемская звезда, знак рождения Христа, она должна была помочь людям вернуться домой из далеких мест. Ёлочные шары появились намного позже. Они были сделаны из тонкого стекла, которое затем было окрашено серебром изнутри. Начало их производства относится к 1847 году.

История новогодней ёлки

Первые рождественские шары изготовил немецкий стеклодув Ганс Грайнер из Лауша, который, по легенде, начал создавать стеклянные украшения для ёлки. Он хотел порадовать своих детей, потому что не мог позволить себе типичных для того времени украшений — орехов, яблок или конфет. Чуть позже этот обычай переняла католическая церковь, распространив его в странах Северной и Центральной Европы.

В девятнадцатом веке новогодняя ёлка была популяризирована в Англии и Франции, а затем и в странах Южной Европы. Новогодняя ёлка отправилась в Англию вместе с немецким мужем королевы Виктории принцем Альбертом Саксон-Кобург-Готтским. Она стала самым узнаваемым символом Рождества в Европе. Эмигранты из Германии также популяризировали рождественские ёлки в Соединенных Штатах.

История новогодней ёлки
История новогодней ёлки. 1931, Нью-Йорк, рабочие устанавливают елку в нынешнем Рокфеллер-центре, источник: New York Times.

В начале 1800-х годов американцы сочли обычай украшать деревья странным. Эта традиция была впервые упомянута в 1830-х годах немецкими поселенцами в Пенсильвании. В 1890-х рождественские украшения пришли из Германии и популярность рождественских ёлок росла. В начале 20 века в США деревья украшали в основном домашними украшениями ручной работы. Затем загорелся электрический свет, чтобы ёлка могла светить много дней. Таким образом, рождественские ёлки стали появляться на городских площадях по всей стране, а наличие рождественской ёлки у себя дома стало американской традицией.

Новогодняя ёлка в Рокфеллер-центре напротив GE Building
Новогодняя ёлка в Рокфеллер-центре напротив GE Building

Одна из известных американских традиций — украшение нью-йоркской ёлки в Рокфеллер-центре. Она была основана в 1931 году рабочими Нью-Йорка, и людям она нравится по сей день. На площади установили большую живую ёлку, украшенную веревками с клюквой и банками. Два года спустя там было установлено еще одно дерево, на этот раз с подсветкой. С тех пор каждый год перед зданием GE находится, наверное, самая известная рождественская ёлка в мире.

История новогодней ёлки в Восточной Европе

История новогодней ёлки
История новогодней ёлки. Традицией новогодней елки Европа и Америка “обязана” немецким колонистам

Елку привезли на Восток немецкие протестанты на рубеже XVIII и XIX веков. Её пропагандировали в прусский период солдаты и чиновники. Как мы читаем в “Старопольской энциклопедии” Зигмунта Глогера, это произошло между 1795 и 1806 годами. В Польше рождественскую елку не очень охотно включали в рождественские традиции, потому что ее привезли немцы.

К тому же у поляков был укоренившийся обычай украшать дерево-полазник (Podłaźniczka). Сначала эта традиция была популярна среди аристократии, затем ее переняли дворянство и горожане. В деревне рождественские ёлки появились только в межвоенный период, вначале в южной и центральной Польше. Постепенно они вытеснили традиционные польские орнаменты, такие как вышеупомянутый полазник.

Podłaźniczka — это украшенный кончик еловой или сосновой ветки, который свешивается с потолка. Встречаются и другие региональные термины: в Жешувском крае они назывались jutki, на Вармии и Мазуриях — jeglijki, в Малопольском воеводстве — sadem, в Ярославе, Люблинском и Сандомерском — wiechą. Независимо от названия, считалось, что зеленые ветки обладают живительной силой и чудесными свойствами, защищая дом и его жителей от злых сил и чар.

История новогодней ёлки
История новогодней ёлки. Пола́зник, Музей в Серпце, Польша

В канун Рождества дети развешивали веточки: печенье, шоколадные конфеты, фрукты, яблоки, разноцветные вафли и соломенную цепочку. Считалось, что Podłaźniczka обладает магическими способностями и спасет дом от болезней и несчастий. Высохшее украшение никогда не выбрасывали, а его осыпавшиеся веточки добавляли в корм животным или закапывали в поле, полагая, что это принесет плодородие.

Ёлку украшали игрушки ручной работы: игрушки из соломы и бумаги, а также натуральные: яблоки, пряники и орехи. Они должны были обеспечить благополучие семьи в наступающем году. Каждая игрушка имела свое значение. Яблоки относятся к райским фруктам. Колокола должны были символизировать благую весть, а фигуры ангелов — защиту Бога.

Цепи должны были напоминать людям о порабощении людей грехом, с другой стороны, считалось, что они скрепляли семейные узы. В народной традиции в других частях Польши считалось, что цепи укрепляют семейные узы и защищают дом от неприятностей.

История новогодней ёлки
История новогодней ёлки. Ёлку украшали в основном девушки и дети

Еще была Вифлеемская звезда, которая помогла заблудшим странникам вернуться домой. На елке появились пряники, перья и многие другие украшения. Украшать ёлку должны были в основном девушки. А вот как Майя Лозинская описала украшение польской елки в книге “Усадебный двор. Повседневная жизнь, обычаи, праздники, игры”:

“В городе покупали только новогодние шары, ангельские волосы и серебряную пудру для осыпания веток, а остальные игрушки и мишуру делали сами. Цепи были склеены из цветной папиросной бумаги и соломки, шишки и грецкие орехи были расписаны золотой краской, из яичной скорлупы изготовлялись ангелы и птицы, вырезаны бумажные звезды. Для развешивания на елке были приготовлены различные лакомства — помимо орехов, яблок, инжира, конфет в блестящих обертках, имбирных пряников, печенья — шоколадные конфеты и марципаны.”

История новогодней ёлки. Волшебная сила ёлочных игрушек

История новогодней ёлки
История новогодней ёлки неотделима от истории ёлочных игрушек

Изначально ёлку украшали натуральными украшениями: яблоками, пряниками, орехами, соломкой и бумажными игрушками. Их выбор не случаен — такие украшения должны были обеспечить благополучие семьи в наступающем году. Каждый орнамент, появляющийся на елке, имел свое значение. Яблоки намекают на райские плоды.

Колокола должны были символизировать благую весть, а фигуры ангелов – защиту Бога. Цепи должны были напоминать людям о порабощении людей грехом, с другой стороны, считалось, что они скрепляли семейные узы.

Конечно, самой важной была Вифлеемская звезда, которая начала появляться на вершине дерева только в конце 19 века. Она должна была помочь заблудшим скитальцам благополучно вернуться домой. Кроме того, на ёлке были пряники, перья, выдувные яйца, солома и многое другое.

История новогодней ёлки

В настоящее время из-за нехватки времени мы не делаем ёлочные игрушки, а покупаем уже готовые. Искусственные фигурки и украшения заменили обычай украшать ёлку изделиями ручной работы. Однако надежда есть! В моду снова вернулись пряники, специально испеченные по этому случаю, а также фигурки из шоколада и марципана. Многие любители деревенского стиля вешают на елку украшения в виде соломенных человечков и бумажных цепочек.

Некоторые пекут имбирные пряники, которые по этому случаю вешают на ёлку. Сегодня мы вряд ли представляем Новый год и Рождество без украшенной ёлки. Хотя традиция украшать ёлку изменилась, мы все же возвращаемся к ней, как если бы мы были в сказочном мире из детства.

Мы украшаем ёлку задолго до Нового года. Это неправильно? Некоторые считают это коммерциализацией Нового года и Рождества и подпиткой безумия магазинов. Вероятно, они правы, потому что это маркетинговая процедура, пришедшая из-за границы. Но, может быть, стоит взглянуть на это по-другому… Мы гоняемся, бежим, конец года, как правило, в каждой компании и в каждом офисе тяжелый.

Мы больше не живем в ритме природы, нет долгих общих вечеров, когда вся семья неспешно готовит вареники. Мы в бегах во время Рождества, и эти три дня проходят, прежде чем мы об этом узнаем. Так почему бы не продлить время радостного ожидания?

Некоторые возьмут венок с четырьмя свечами, одни украсят елку в середине декабря, а другие, носясь по торговым центрам, где уже в начале декабря в продаже ёлочные игрушки, на время подумают и остановятся, чтобы не упустить самое главное в жизни. Эти Новый год и Рождество — самое главное. И не только для подарков.

История новогодней ёлки

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШИ НОВОСТИ

Введите ваш E-Mail:

Delivered by FeedBurner

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *