Империал — второй этаж общественного транспорта
Есть слова, значение которых на первый взгляд настолько далеко от предмета, для описания которого они предназначены, что, если привычка к употреблению исчезнет, мы с трудом сможем представить себе объект, который они описывают.
Кто бы мог подумать, что гордое слово “Империал”, пришедшее из Древнего Рима, могло служить для обозначения крыши экипажа, на которой первоначально передвигались менее обеспеченные пассажиры?
Среди других значений в словаре RAE слово “Imperial” означает: “Крыша или покрытие — площадка с сиденьями, которые у некоторых вагонов были наверху кабины.
Таким образом, то, что, возможно, первоначально обозначало крышку кареты, защищавшую императоров от ненастной погоды, практичный и, возможно, забавный продукт изобретательности возницы, стало называться стойкой для дилижанса, то есть крышей, на которой можно было разместить пассажиров самого доступного класса.
В веселом приключении “Астерикс в Британии”, когда главные герои со своим британским другом входят в город Лондиниум и видят двухэтажные экипажи, к удивлению галлов, британский знакомый говорит им, что верхние этажи называют империалами в честь Римской империи.
В любом случае, хотя мы и опасаемся, что воображение великих Госинни и Удерцо не имеет ничего общего с реальностью, мы пытались найти какое-то имперское обозначение по отношению к британским омнибусам и, помимо транспортной компании с таким названием, к трамваям и автобусам, двухэтажным автобусам, которых мы знаем под именем “double-decker”.
Поскольку компании омнибусов старались всегда сохранить наибольшее количество пассажиров, места на империале всегда были заполнены путешественниками, поэтому крыши сменивших омнибусы автобусов также адаптировали под империал, и, хотя доступ наверх был изначально неудобным, они успешно использовались до тех пор, пока не появились трамваи.
Когда Мэнсон открыл первый городской трамвай в Нью-Йорке, экипаж, разработанный Джоном Стефенсоном на основе дилижансов, для удобства пассажиров в дополнение к максимально низким дверям, он отказался от багажника на крыше или империала.
Однако на чертеже кареты, который он представил в патентном отделе, он не обошелся без империала, как это видно на самой схеме.
Сам Джон Стефенсон вскоре спроектировал винтовую лестницу на империал, которая была бы более удобной, чем лестница, которая использовалась до этого. Это новое использование и более широкий выбор трамваев по сравнению с автобусами позволил бы его компании создать серию трамвайных вагонов, которые будут курсировать по всему миру.
Так, в Южной Америке, а затем во Франции, Великобритании и во всей Европе первые введенные в оборот трамваи были оборудованы уже упомянутыми империалами.
Первый парижский трамвай, который ходил параллельно с конкой конструкции Луба, был с империалом. Когда Train (поезд), сменил название на Tram (трамвай) в Биркенхеде, это также был вагон с иимпериалом. И почему-то строитель Джордж Старбак предположил, что он приобрел лицензию и материалы у Дж. Стефенсона на строительство трамваев, которые будут курсировать по Барселоне, с помощью Banca Uhtoff.
Джордж Старбак основал первый в Великобритании бизнес по производству трамвайных вагонов по адресу 227 Cleveland Street, Birkenhead. Он был зарегистрирован как “Джордж Старбак и компания” 12 сентября 1871 года.
Год спустя она была перерегистрирована как Starbuck Car and Wagon Company Ltd., 6 ноября 1872 года.
В 1878 году Джордж Фредерик Милнс из Ливерпуля стал секретарем компании и в 1886 году приобрел фабрику и активы после закрытия компании. Бизнес был переименован в George F. Milnes and Co., и они превратились в успешных производителей трамвайных вагонов с клиентами по всей Великобритании и значительной экспортной торговлей.
Тем временем производство трамваев в Биркенхеде продолжил сын Милнса, Джордж Комер Милнс, в партнерстве с Томасом Воссом. Milnes Voss & Co. на самом деле специализировалась на поставках запчастей для трамвайных вагонов и установке запатентованных “верхних этажей” на существующие трамваи с открытым верхом, но они изготовили небольшое количество целых трамвайных вагонов. Заводы Милнса Восса также находились на Кливленд-стрит, но на другом месте.
Milnes Voss была ликвидирована в 1913-1914 годах.
Здесь история повторится, и Uhtoff, и особенно Soujol, искали вагоностроителей, способных собирать и ремонтировать свои трамвайные вагоны, поручив эту задачу сначала фирме Hijos de Segismundo Baucells, которая вскоре построит или соберет свои вагоны для линии Sants, которая судя по просмотренным фотографиям, имели идентичное сходство с вагонами Starbuck.
По мере эксплуатации они были изменены, будут построены одноэтажные вагоны, чтобы обеспечить более быстрое обслуживание на ближних или менее загруженных линиях.
А во Франции конструктор вагонов Антуан Рипер, соблюдая лучшие характеристики, использовал небольшие одноэтажные вагоны, которые вскоре вытеснили омнибусы, являясь отличным решением городского транспорта для маршрутов средней загруженности до тех пор, пока не будет распространена механическая тяга.
Ripert — марсельская компания по производству кузовов, которая в 1870-х годах под руководством Антуана Рипера спроектировала и изготовила конный омнибус на основе кузова под названием Car Ripert.
Электротрамваи с империалом
Однако вагоны с империалом эксплуатировать не перестали. Фактически, в большинстве городов они просуществовали до начала 20-го века, и даже в этом случае первые автобусы также будут иметь империалы, и только с середины 20-го века, особенно с появлением сочлененных транспортных средств, эта система исчезнет из большинства городов.
Только Англия, Берлин и Гонконг будут поддерживать свои транспортные средства с имперским стандартом до сегодняшнего дня.
В Барселоне, когда трамваи были электрифицированы, вагоны с империалами исчезли, но вскоре они вернутся, во-первых, путем адаптации кузовов десяти старых вагонов Imperial к грузовикам Brill.
В 1908 году компания United Electric Car в Ливерпуле построит новый вагон с империалом для Барселоны, а в следующем году и до 1915 года Can Girona сначала поставит двадцать четыре вагона, а с империалом — тридцать пять.
В 30-х годах один из этих вагонов будет перестроен, путем демонтажа верхней палубы, которая была спроектирована изначально.
Этот процесс продолжится с остальными вагонами, но война предотвратила какие-либо улучшения, и только после войны в процессе восстановления парка, который сильно пострадал, имперская власть покрыла все отремонтированные машины.
Эти трамваи продолжали работать до тех пор, пока в начале шестидесятых годов в Барселоне не было принято решение об упразднении транспортных средств с империалом.
Автобусы с империалом
Первые автобусы, которые курсировали по улицам Барселоны и принадлежали компании Catalan Omnibus в 1906 году, также имели империал.
Хотя с короткой жизнью, которая привела к банкротству указанной компании, отчасти из-за ужасного давления, оказываемого Анонимной трамвайной компанией, которая увидела нового конкурента, на которого она напала, даже способствуя возникновению аварий, как это видно из различных отчетов об авариях между трамваями и автобусами в Каталонии, большинство из которых выполнялись прицельно против задней платформы небольших автобусов, и с этим можно ознакомиться в соответствующих транспортных файлах.
Также трудности с приобретением запасных частей и новизна автомобильной техники загнали в угол новую среду с улиц города, которая вернется на улицы города в начале 1920-х годов с помощью General Bus Company.
Троллейбус
В конце гражданской войны, в 1939 году, ситуация с подвижным составом трамвайной компании Барселоны была очень нестабильной, автобусный парк сильно пострадал, и, кроме того, нехватка топлива препятствовала их перемещению.
Транспортные потребности, особенно в районе Клот и Сан-Андрес, заставили технических специалистов компании задуматься о восстановлении старых троллейбусов. Этому способствовало то, что это были электромобили.
Фактически бензиновый двигатель действовал на генератор, который питал электродвигатель под задней осью.
Таким образом, только с установкой троллейбусов и двухпроводной воздушной линии можно было проложить первый в городе троллейбус между Plaza Universidad и San Andrés, заменив старый трамвай San Andrés.
Троллейбусы, большие надежды режима на решение проблемы городского транспорта, не оправдали возложенных на них ожиданий, и трамваям пришлось продолжать движение, пока в шестидесятых годах они с большой легкостью не были заменены автобусами.
В 1950-х и начале 1960-х годов с троллейбусами, имевшими империал, происходили различные аварии, связанные с опрокидыванием автомобилей. Это привело власти к столь распространенному (и сегодня) решению о ликвидации службы. Таким образом, большая часть трамвайных, троллейбусных и автобусных вагонов будет отправлена на слом, а наиболее удачливые — переделаны в одноэтажные.
Возвращение империала
В девяностые годы с появлением востребованной фигуры туристического автобуса империал вернется, в самом примитивном варианте, то есть с открытой крышей.
Первыми машинами, которые стали такими туристическими автобусами, были городские автобусы Берлина, крыша которых будет снята. Успех этого вида транспорта для экскурсий был таков, что количество сервисов увеличивалось за счет новых линий и большего количества автомобилей, и даже было опробовано создание открытых одноэтажных транспортных средств.
Затем множество компаний в туристических центрах мира станут эксплуатировать другие виды туристических автобусных маршрутов с “имперскими” автомобилями британского происхождения.
Во множестве городов открыты аналогичные туристические услуги, поэтому империалы до сих пор присутствуют на множестве улиц.